Только самолетом можно долететь?

На ненецкую «дорогу жизни» не хватает денег

Ненецкий автономный округ остается отрезанным от «Большой земли» – на строительство автодороги Нарьян-Мар – Усинск не хватает средств. А ведь это шоссе должно было связать столицу НАО с Республикой Коми. Самое обидное, что из тысячи километров готовы 917. Но остальные 83 километра трассы стали камнем преткновения.–Мы ничего не можем поделать, – разводит руками член Совета Федерации от НАО Алексей Пантелеев. – Администрация Архангельской области в связи с кризисом приняла решение резко сократить финансирование этого строительства: вместо запланированных на прошлый год 128 миллионов рублей выделили только 28 миллионов. Решение Архангельска понять можно. Но страдаем из-за отсутствия дороги прежде всего мы – жители НАО. Шутка ли: в Нарьян-Мар можно попасть только самолетом, ну еще по воде, когда льда нет, а зимой – по зимнику. Но, согласитесь, жить в XXI веке без дороги, которая нас связывает с другими субъектами, не будучи островной территорией, – просто дико. Учитывая, что большую часть продуктов, топливо, строительные материалы к нам привозят издалека, можете себе представить, как мы зависим от дорог. Такая ситуация возникла из-за двойственности нашего положения как субъекта Российской Федерации: вроде мы как автономный округ, а вроде как и входим в состав Архангельской области. А у администрации Поморья своих проблем масса в кризисное время, им не до нас.Это несчастное шоссе делают с советских времен, и вести оно должно было прежде всего к нефтяным и газовым месторождениям, а уж потом – в Нарьян-Мар. Самое забавное, что к месторождениям дорога эта уже проложена, причем не какой-нибудь большак грейдерный – нет, нормальный асфальт. Конечно, прокладывать дорогу по тундре, по тайге, по вечной мерзлоте – очень трудно, но ведь это возможно. Например, на Аляске довольно приличные дороги, да и на севере Финляндии не хуже.По мнению депутата Архангельского облсобрания от НАО Александра Харина, дорога эта нужна и Республике Коми, только ее администрация никак этого не может понять:– Если между нашими субъектами нет дороги, о каком сотрудничестве может идти речь? Здесь нужна политическая воля и администрации Республики Коми, и НАО, и Архангельской области, но пока что договориться не удается. А выделенных 140 миллионов не хватило, чтобы сделать дорожное покрытие моста через реку Шапкину и один из подъездов к нему. Этот объект Федерация и округ строят вскладчину: 50 на 50. Названный мост – дорогостоящее сооружение. Но он не один: еще четыре реки впереди. Всего для завершения автотрассы, которая соединит НАО и Республику Коми, требуется около 6,5 миллиарда рублей. По словам заместителя начальника управления дорожного хозяйства НАО Ирины Ицковой, сумма эта может возрасти, причем намного. При этом само управление фактически расформировано: теперь строить и ремонтировать окружные трассы НАО будет Архангельская область.– Жаль, что окружная программа, имеющая для Ненецкого округа стратегическое значение, – «Строительство и реконструкция дорог на 2008–2020 годы», – так и не будет реализована, – говорит Ирина Ицкова. – Ведь в округе фактически нет круглогодичных дорог, в основном пользуются зимниками, в летнее время превращающимися в вездеходную трассу. К тому же у НАО нет постоянной связи с другими регионами России. Программа  как раз была призвана начать возведение дорог круглогодичного действия к перспективным селам внутри региона и к соседним субъектам РФ. Планировалось, например, построить трассу Несь – Мезень, которая обеспечила бы выход юго-западных районов Ненецкого округа в соседнюю область. Теперь об этом можно только мечтать.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.