Вечные ценности
Освещать чемпионаты мира и Европы по фигурному катанию я начал еще в прошлом веке, более десяти лет назад. У каждого из этих турниров были свои особенности, но почти у всех них было и общее. Едва заканчивались выступления танцоров, как я с наивным лицом бросался на поиски в «недрах» ледовой арены какого–нибудь великого эксперта в области танцев на льду, чтобы узнать: может, я чего–то не понимаю?
Освещать чемпионаты мира и Европы по фигурному катанию я начал еще в прошлом веке, более десяти лет назад. У каждого из этих турниров были свои особенности, но почти у всех них было и общее. Едва заканчивались выступления танцоров, как я с наивным лицом бросался на поиски в «недрах» ледовой арены какого–нибудь великого эксперта в области танцев на льду, чтобы узнать: может, я чего–то не понимаю?Как правило, выяснялось, что и мои собеседники, будь то олимпийские чемпионы в танцах или их знаменитые тренеры, порой удивляются не меньше меня. Только удивляются не судейским оценкам и не распределению мест среди дуэтов, а тому, что время стирает города и цивилизации, но только в этом удивительном виде фигурного катания ничегошеньки не меняется! Сохраняются вечные ценности – уважаемые в разной степени спортсмены по-прежнему расставляются согласно изначально намеченному плану, невзирая на их прокаты. Изменить план могут только грубейшие ошибки.На чемпионате Европы в Таллине мне не пришлось искать эксперта. Он сидел рядышком на трибуне. То пожимая плечами, то сожалея, что сам ничего не в состоянии изменить. Знаменитый тренер Мартин Скотницкий, тот самый, что некогда сделал чемпионами мира французских танцоров Изабель и Поля Дюшене, сам предстал немного наивным. Это был момент выставления оценок итальянскому дуэту Федерика Файелла – Массимо Скали.– Они выиграли произвольную! Да, выиграли. Как?! Они в итоге остались вторыми?! Фантастика! – выражал удивление мэтр, якобы не понимая, почему первое место сохранили россияне Оксана Домнина и Максим Шабалин.– Ну какая тут фантастика, – возразил я.– Да никакой. Все так и должно было быть. Я еще давным-давно говорил, что новая система судейства ничего не изменит в танцах. А то, что происходит сейчас, – смешно. Зачем русские вытягивают Домнину и Шабалина? Вытягивали бы хоть Хохлову и Новицкого – никто бы особо не возражал.И тут на лед вышли Хохлова с Новицким со своей премьерой «Жар-птицы». Хотя как премьерой… Костюмы навскидку позаимствованы у… Сергея Павловича Дягилева, поставившего «Жар-птицу» лет этак сто тому назад, а сам танец представляет из себя новую обработку еще не забытого старого. Однако сотворить за месяц новую шедевральную произвольную программу (а ехать на Олимпиаду с безнадежной старой, заботливо отрекомендованной Татьяной Тарасовой, было как-то не с руки), мягко говоря, сложно. Хотя в целом «Жар-птица» Хохловой и Новицкого – качественный продукт.– Наверное, им не дадут серебро, но по произвольной программе они должны стоять вторыми, вслед за итальянцами, – предположил Скотницкий.– Их поставят третьими, – предположил я.– Тогда я встану и уйду.Он встал и ушел.Мне же осталось лишь восхищаться мастерством наставника Натальи Линичук. В ее профессиональных руках практически все танцоры, если они сами талантливы, становятся Танцорами с большой буквы. Не случайно к ней в свое время обратились и американцы Танит Белбин и Бенджамин Агосто, а относительно недавно итальянцы Файелла со Скали, конкуренты Домниной и Шабалина, между прочим. Наверное, Оксана с Максимом сами поздновато перебрались к Линичук. Но самое важное, что Максим уже давно катается, по сути, на одной ноге, вторая – со сложной конструкцией, укрепляющей колено. Дай бог ему докататься так до окончания Олимпиады в Ванкувере. Дай бог им с Оксаной там победить.