Вазовцы в Тихвин не поедут
Их больше привлекает Франция
Федеральное агентство по реструктуризации ипотечных и жилищных кредитов (АРИЖК) начало свою деятельность по расселению российских моногородов с сенсации. На днях руководители агентства сообщили, что на новом вагоностроительном заводе в Тихвине емкостью 3500 рабочих мест будут трудиться попавшие под сокращение сотрудники АвтоВАЗа. В Тольятти эту информацию считают, как бы помягче выразиться, преждевременной.–Не знаю, зачем АРИЖК пустило эту утку. Может быть, для саморекламы? – шумит в трубку председатель вазовского профкома Николай Карагин. – Мы сделали запросы в группу «ИСТ», которой принадлежит завод, и в Агентство по реструктуризации ипотечных и жилищных кредитов с просьбой прокомментировать информацию, но ответа не получили. С предложением о переезде в Тихвин к нам никто не обращался.Тихвин не Тольятти. По культурному наследию город в Ленинградской области, конечно, значимее большого волжского моногорода с населением 700 тысяч человек и серой промышленной архитектурой, но по условиям проживания столица ВАЗа значительно комфортней древнего Тихвина. В золотые для завода советские времена, когда владелец «Жигулей» мог считать, что жизнь удалась, автозаводцы в больших количествах получали от государства просторные квартиры с отличной планировкой и столичными удобствами. А по размерам, принципам градостроительной планировки и количеству жителей (450 тысяч человек) Автозаводский район в Тольятти является чуть ли не копией нашего Купчино. Машина и гараж имеются практически в каждой семье. Вряд ли даже безработный «жигулевец» променяет свой большой город на провинциальный райцентр на востоке Ленобласти, пусть даже с богатой историей.Осенью прошлого года менеджеры ВАЗа собирались уволить 27 тысяч человек, но после личного вмешательства Владимира Путина этот болезненный процесс застопорился. В конце 2009 года постановлением правительства РФ на автозаводе созданы два дочерних предприятия, где трудоустроились сразу 14 тысяч человек. Кроме того, прожорливый флагман российского автопрома получил из федерального бюджета царский подарок – 25 миллиардов рублей на погашение самых срочных долгов. Еще 12 миллиардов поступят на счета завода в феврале 2010 года.– Сегодня на ВАЗе безработных нет, поэтому ни о каком переселении речи быть не может, – подчеркивает Николай Карагин. – Гораздо логичнее отдать новые рабочие места в Тихвине не «варягам», а местным жителям. Насколько я знаю, в самой Ленинградской области не так много мест для применения труда.Заместитель директора городского центра занятости Татьяна Меркулова специально для «НВ» сообщила:– О диверсификации промышленности в таком большом моногороде, как Тольятти, власть не подумала. На учете в нашем центре состоят 17200 безработных. Скоро к ним добавятся рабочие двух местных химических заводов, которые находятся на грани банкротства. А другой промышленности, а значит, возможности найти работу, в нашем моногороде нет. Правда, в центре занятости имеется две тысячи вакансий, но только в сфере здравоохранения и образования с зарплатой 5–6 тысяч рублей. Возможно, клиентов центра занятости и устроит тихвинский вариант. Ведь безработный житель Тольятти, если не рискнет уехать подальше от региона «63», может оказаться на социальном дне. В самой Самарской области, где расположен Автоград, исторически сформировались только четыре отрасли промышленности: оборонка, нефтехимия, авиапром и автопром. Все они переживают нелегкие экономические времена, и 70 тысяч жителей Самары уже зарегистрированы на бирже труда. Почти 100 тысяч человек в областном центре и 20 тысяч – в Тольятти работают за мизерную зарплату в 4,5–5 тысяч рублей на так называемых «общественных работах». Люди метут улицы, наводят порядок на складах и дорогах, занимаются благоустройством. По сути – это скрытая форма безработицы. Эту практику внедрил самарский губернатор Владимир Артяков, который еще два года назад был президентом АвтоВАЗа.…А вот во Францию рабочие жигулевского конвейера поедут с удовольствием. Первые 100 человек уже отправились повышать квалификацию на заводы компании «Рено», которая является одним из трех акционеров АвтоВАЗа. Уже через два года главный заводской конвейер будет выпускать не «Жигули», а французские машины.