Месть еще никому не доставляла счастья
Наконец-то среди убогих сериалов, в которых шаблонные персонажи жуют, пьют, выясняют отношения, надрывно и пошло страдают, ненавидят и стреляют, появилось настоящее кино – без ханжества
Наконец-то среди убогих сериалов, в которых шаблонные персонажи жуют, пьют, выясняют отношения, надрывно и пошло страдают, ненавидят и стреляют, появилось настоящее кино – без ханжества. И если убрать легкий налет сериальности, показанная по Первому каналу 8-серийная картина «Вербное воскресенье» вполне могла бы стать полноценным художественным фильмом, который смотрится на одном дыхании. Захватывающий сюжет, достойная игра актеров, особенно дивных Татьяны Пилецкой в роли заслуженной балерины Павлы Головиной и Олега Басилашвили в роли члена Политбюро ЦК КПСС Геннадия Никитина, грамотная режиссура, историчность и в то же время злободневность сюжета – все это, безусловно, обеспечило фильму успех. У Антона Сиверса много удачных режиссерских работ. Но «Вербное воскресенье» – фильм особенный: в нем есть многослойность; режиссер не судит героев, а оставляет простор для размышлений зрителей о вещах мировоззренческих – о том, как разрушительна месть, о том, нужна ли правда и что есть любовь… И главное, что в самом развитии сюжета заложены христианские ценности. В фильме – правда о сегодняшнем времени. По-прежнему около власти люди, которые обрели силу в коммунистическую эпоху. Только тогда все решала идеология, а сегодня – деньги. И страшно по-прежнему. Ведь не секрет, что некоторые благородные дела сегодня делаются на бандитские миллионы: возрождаются церкви, снимаются хорошие, злободневные фильмы, печатаются умные книги и даже учреждаются литературные премии. Можно, конечно, чистоплюйствовать и не снимать умные фильмы, и не писать умные книги. Но дождемся ли мы тогда возрождения культуры? Может, лучше теснить идеологию «рыночных» их же деньгами... И по сравнению со всем этим героиня фильма «Вербное воскресенье» Павла Кочеткова, которая живет, как писали в отзывах на фильм некоторые зрители, на «грязные» деньги «рыночного» папы и на них же снимает разоблачающий фильм, выглядит более чем безобидно. А ведь режиссера упрекали и за это. Правда в том, что мы по-прежнему живем в безверии, поминая Бога всуе. И из-за потомственного безверия наших отцов нам пришлось пройти через многое, о чем вспомнить стыдно. А еще правда в том, что природа любви по-прежнему не изучена и можно полюбить «стерву и подонка»…Досадно, что многие зрители ринулись навешивать на героев фильма ярлыки: плохой – хороший, стерва – святая. Хотя сам режиссер никого не осуждает. Он дает событиям развиваться по своим законам. У Сиверса партийный босс Никитин – герой Басилашвили – не выглядит подлецом. Он даже обаятелен, без памяти любит внука. Он лишь продукт коммунистической идеологии и так боится за свое кресло, боится своих же соратников, что даже вызывает сочувствие. У него нет друзей. Это плата за благополучие. Он не свободен. А через него не свободен и его внук. «Золотой мальчик» в исполнении Дмитрия Дюжева не особо приятен, но и не отвратителен. Импульсивно добрый, незлобивый. Ну, избалованный, циничный, похотливый. Но он лишь продукт вседозволенности. И хотя поступил по-скотски с юной балериной, раскаивается искренне. Главную героиню Оксану Лепину (актриса Светлана Иванова) – балерину-правдолюбку с чистой душой, конечно, безумно жалко. Но такая ли уж она невинная жертва? И она жестока и жаждет мести обидчику, поскольку верит в справедливость коммунистических идеалов, а не в Бога. Мстить будет ее дочь, журналистка Павла Кочеткова (Екатерина Вилкова). «Почему все так, я же не хотела мстить!» – воскликнет она. Но, как азартный журналист, раскрутит историю до убийственной правды. И гибель предательницы Марго (Екатерина Гусева), и страдания сына Никитина, возненавидевшего своих родителей, не принесут ей радости. Месть еще никому не доставляла счастья – в этом главная мысль фильма. И верится, что этот чистый юноша со всем справится, простит и примирит всех. И пробудятся души, и наступит Вербное воскресенье – христианский праздник Входа Господня в Иерусалим.