Мосты в прошлое
Путешествуя по Северо-Западу России, корреспонденты «НВ» нашли немало великолепных образцов старого мостостроения
Путешествуя по Северо-Западу России, корреспонденты «НВ» нашли немало великолепных образцов старого мостостроения.
Не только переправа, но и дамбаЧасть мостов была приурочена к гидротехническим сооружениям – к плотинам мельниц и ГЭС. Из старых плотин очень интересен Уверский бейшлот – система водопропуска на реке Уверь при ее впадении в Мсту. Когда нужно было повысить уровень порожистой Мсты для прохода судов, открывали затворы этого и других мстинских бейшлотов, воды мгновенно становилось больше, и барки проходили Боровичские пороги. Хотя на бейшлоте давно уничтожен исторический настил, плотина-мост из камня по-прежнему смотрится величественно, там уцелели даже металлические балки и цепи. А из ближайших к Петербургу сооружений очень рекомендуется осмотреть комплекс Старо- и Новоладожских каналов – от Шлиссельбурга до Новой Ладоги можно увидеть гранитные мосты-плотины с затворами, порой украшенные гранитными же тумбами.
Большинство были деревяннымиПервыми мостами были, конечно, деревянные. Материала много, строить легче, чем каменные. Хотя и долговечность, конечно, относительная. Поэтому все сохранившиеся «ветераны» восстановлены уже в послевоенные годы. Те из них, по которым можно проехать в лучшем случае на велосипеде (под мотоциклом они начинают угрожающе скрипеть и раскачиваться), висят на тросах, закрепленных на береговых столбиках. Такие переправы в основном распространены в северных таежных районах, где длинные деревни тянутся вдоль реки, а автомобильный мост – и вовсе один на несколько поселений.Деревянные мосты, по которым можно проехать на машине, с виду более основательны – они рассчитаны на ледоход. Их быки (опоры) представляют собой деревянные срубы, наполненные для прочности валунами. К сожалению, деревянный настил этих мостов часто бывает разбит тракторами, но рачительные хозяева – в Карелии, например, – меняют его по мере износа, не дожидаясь, пока какой-нибудь транспорт повиснет над водой, пробив ветхие доски.В депрессивных же районах такие сооружения могут попросту бросить на произвол судьбы. Так, например, случилось с некогда очень красивым мостом через реку Сабу в деревне Псоедь Волосовского района Ленобласти (по словам местных, он был даже с башенками). Сейчас этот мост может быть лишь полигоном для тренировок туристов-экстремалов. А глядя снизу на мост через реку Ящеру у деревни Ящера Лужского района, понимаешь, что он держится только на куче бытового мусора.
Прославился даже в СиднееИз группы переправ на каменных быках нужно выделить сооружения с металлическими арками. Это в основном мосты железнодорожные, выстроенные на крупных реках, большая часть из них построена после войны. Но есть два «ветерана», не связанных с железной дорогой, оба служат до сих пор, хотя теперь и только пешеходам. Зато оба стали символами своих городов. Это мосты в новгородских Боровичах и в псковском Острове.Боровичский арочный мост 1905 года постройки был первым в своем роде. Эта конструкция профессора Петербургского института путей сообщения Н.А. Белелюбского, основоположника русского стального мостостроения, кстати, использовалась даже при строительстве громадного перехода через Сиднейскую гавань в Австралии. Он был одновременно легким и прочным, что немедленно сделало «арку Белелюбского» одним из самых популярных решений в тогдашнем мостостроении. И хотя Боровичский мост тоже имел прототип, который стоял над Рейном в Бонне, конструкция была существенно улучшена. Мост совершенно целым прошел через революционные и военные катаклизмы, но транспортная нагрузка росла, а проезжая часть была довольно узкой. Когда в городе построили новый мост – в почтительном отдалении от старого, – а потом еще один, детище Белелюбского стало служить только пешеходам и велосипедистам.А мост в Острове старше Боровичского и тоже был первым (а нынче и единственный сохранившийся) в своем роде: в 1853 году два цепных пролета через два рукава реки Великой были открыты для движения. Автором проекта и руководителем строительства был инженер путей сообщения М.Я. Краснопольский. Из литературы известно, как жестко подходили тогда к качеству материала: все выбранные из партий звенья металла выдерживали испытания, только тогда партия признавалась пригодной для использования.Мосты оказались очень прочными и красивыми, Николай I пожаловал Краснопольскому орден Святой Анны II степени – ведь это он требовал построить наконец нормальный мост в Острове, поскольку ему было некомфортно ездить в Варшаву. Оба моста чудом избежали уничтожения во время войны (только осколками их посекло) и по-прежнему несут службу – только для пешеходов. Как только в Острове выше по течению построили объездную дорогу, с цепных мостов сняли нагрузку, и они вздохнули с облегчением.
Чтобы ходили поездаНекоторые из железнодорожных мостов – на менее нагруженных ветках – были деревянными, чаще – на каменных быках (таков, например, был старый мост через Волхов у станции Волхов Мост), а вот арочные обычно ставились на высоких берегах над небольшим водотоком. Такие арочные мосты сохранились в западной части Карелии, которая до 1944 года принадлежала Финляндии, – они были построены в 20-е годы прошлого века из гранитных блоков и исправно служат до сих пор. Образцом арочного мостостроения можно считать мосты Балтийской железной дороги через Хревицу и заброшенный ныне переход у станции Веребье – там прямая Николаевская дорога делала изгиб, известный в народе как «палец императора» (на самом деле строители того времени не могли не обойти глубокую долину реки Мсты).
Арочный мост всегда изященОдним из самых красивых каменных арочных мостов по праву считается мост через реку Лаву в деревне Васильково Кировского района Ленобласти. Он сложен из прочнейшего путиловского известняка, карьеры которого находятся совсем рядом. Поэтому до сих пор крепок, несмотря на возраст и наплевательское отношение трактористов, которые по нему продолжают грохотать, хотя совсем рядом построен новый бетонный мост.Уцелел и бутовый арочный мост через реку Суму в деревне Домашово Кингисеппского района. К сожалению, он стоит впритык к новому, поэтому увидеть его можно только с берега, практически спустившись к воде. Некоторые арочные мосты настолько прочны, что по-прежнему несут нагрузку: так, до сих пор работает мост через ручей в Порхове, причем там даже не арка, а эллипс, то есть вода идет в каменную трубу.А вот мосту через Мгу возле деревень Лезье и Сологубовка повезло куда меньше: между великолепными быками из дикого камня лежали рельсы, по которым шел настил. С появлением нового моста старый забросили. И, увы, не стали любоваться им, а срезали рельсы и сдали в металлолом.