Анастасия Волочкова: «Не перестаю удивлять и шокировать»
Известная балерина претендует на занесение в Книгу рекордов Гиннесса
У парадного входа в Большой театр (естественно, до ремонта) одна балетоманка другой продавала лишний билетик на «Лебединое озеро». «Вы в курсе, что сегодня танцует Волочкова?» – уточнила она. – «Потому и топчусь битый час на морозе». – «А я потому и продаю…»«Где Волочкова, а где балет!», «Пусть вначале научится танцевать!» и тому подобное не раз приходилось слышать автору этих строк, прежде всего от… коллег-журналистов. «А вы видели Волочкову на сцене?» – «Нет». В общем, все как всегда: «Ни Пастернака, ни Солженицына я не читал(а), но осуждаю обоих по всей строгости…» А уж когда накал страстей вокруг строптивой балерины достиг апогея, сквозь гул возмущения было не пробиться голосам профессионального меньшинства, выступившего в ее защиту, – Дудинской, Григоровича, Эйфмана…– Анастасия, 15-го у вас концерт в Александринском театре. Чем будете удивлять?– Эта программа была показана в Лондоне прошлым летом, она называлась «Нерв», а также в расширенном варианте 6 декабря – в Кремлевском дворце. В ней самые лучшие мои номера и несколько совершенно новых хореографических композиций. Я не выступала в родном городе два года. Я хочу верить, что мой петербургский зритель соскучился по встрече со мной. В концерте примут участие солист балета Мариинского театра Иван Козлов, солист балета Большого театра Ринат Арифулин, звезды российской оперы – Анна Пегова и Алексей Сулимов, а также шоу-балет «Стиль». Мне кажется, что все, что произошло в моей жизни, все, что было мною пережито, душевные надломы, жесточайшие противодействия и в то же время радость и любовь – все это нашло отражение в тех композициях, которые будут показаны. – Я не нашел на афише названия «Нерв». Это недоразумение?– Нет, это не случайно. Петербург настолько мой город, что мне кажется достаточно подтекста: «Анастасия Волочкова – любимому городу».– Вы знаете, что первый поэтический, к сожалению посмертный, сборник Владимира Высоцкого назывался «Нерв»?– Да, знаю. Я убедилась в том, что как лодку назовешь, так она и поплывет. В Лондоне действительно я ощущала нервное напряжение и перенапряжение. Там я не танцевала пять лет. Испытанием для меня стали не только престижнейшая площадка – театр «Колизеум», но и то, что в течение двух дней мне предстояли три концерта. Получилось, что в один из этих дней я станцевала 22 номера. 22 композиции хореографических. Думаю, это достойно Книги рекордов Гиннесса. Перед Кремлем программа «Нерв» также была сопряжена с большими переживаниями. У меня осенью случился очень сложный вывих плеча. Второе отделение я выдержала с трудом. Но в результате все прошло хорошо. И все 6 тысяч мест были распроданы. В кризисное-то время! Еще и из этих соображений я решила никак не называть свой концерт в Питере. – Знаете ли вы, что вас называют «Высоцким в юбке»?– Меня называют «Высоцкий в юбке»?! Нет, не знаю. Может быть, за бунтарский характер? Если это так, буду считать комплиментом. Я действительно не перестаю многих и удивлять, и шокировать и своими поступками, и своим разносторонним творчеством. Конечно же, я совершаю какие-то ошибки, но я постоянно нахожусь в поиске, пытаясь реализовать все те способности, которые, возможно, во мне сокрыты. Я считаю, что каждый человек имеет на это право. Во всяком случае, я могу танцевать, могу кататься на коньках и получать от этого удовольствие. Причем не только в телевизионном проекте. Сейчас идет тур «Ледникового периода», и я буквально переезжаю с ледового шоу на свой концерт, с концерта на ледовое шоу. А еще на льду я испытываю то, что не испытываю на сцене, – чувство скорости. Еще один для меня интересный виток моего творческого потенциала – я стала записывать песни. Первую песню написал Игорь Николаев. Мне не очень понравилась та обработка, в которой мы ее записали для «Рождественских встреч» Аллы Пугачевой. Сейчас я ее переписала в другой тональности. – Вы первая балерина, которая покорила Кремль? – Первая и единственная. На сегодняшний день. Чем дорожу и горжусь, как бы это ни звучало нескромно. Аналогов многим моим проектам нет. Для меня это уже четвертый концерт в Кремле. Третий был посвящен детям России. Мы с Игорем, моим бывшим мужем, сделали проект, на который пригласили полторы тысячи детей из Москвы и три с половиной тысячи из 15 регионов России. Мы нашли возможность их привезти в столицу, кого на самолетах, кого на поездах, расселить. Специальная программа была подготовлена с участием детей. Получился настоящий праздник. После я прокатилась с ответным визитом по всем 15 регионам, а это и Чечня, и Северная Осетия, Дагестан, Ингушетия… Сейчас я работаю над фундаментальным проектом – созданием сети школ творческого воспитания детей. Вскоре открывается первая такая школа – в Беслане. В программе всего 4 предмета: хореография, актерское мастерство, вокал и объединенные эстетика и этикет. Я мечтаю, чтобы центр этих моих школ был в Москве. Их деятельность будет направлена не на то, чтобы воспитывать артистов балета или оперных певцов, а чтобы дети могли в массовом порядке приобщаться к культуре, к искусству. Чтобы они воспитывались духовно и нравственно. Этот проект является и темой моей диссертации в Высшей школе экономики. Из-за «Ледникового периода» осенью мне не удалось ее защитить, но этой весной обязательно защищу.– По телевизору невозможно увидеть балет. После «Лебединого озера» 91-го года… Как вам удалось пробиться на телевидение с «Нервом»? Концерт в Кремлевском дворце прошел в эфире. И даже не по каналу «Культура».– Представители канала ТВЦ сами вышли с предложением и попросили эксклюзивные права на показ концерта, они считают, что он достоин телеэфира. – В интернете, в прессе появилась информация о сложных взаимоотношениях Волочковой и Пугачевой во время работы над «Рождественскими встречами». Якобы Алла Борисовна очень пренебрежительно отнеслась к вам… – Да вы что! Нет, я об этом не читала. Меня с Аллой Борисовной связывают самые добрые, самые теплые отношения. Она лично пригласила меня в этот свой проект. Причем ей было неважно, танцую я или пою. Во время съемок «Рождественских встреч» она опекала меня как могла. Я еще не успела расположиться в гостиничном номере, а Пугачева позвала меня в свои апартаменты и, поставив фонограмму моей песни, принялась показывать, что и как я должна делать. Был забавный момент. «Вот на шпагат я, пожалуй, не сяду, но ты знаешь лучше меня, как это делать», – сказала Пугачева. – Получается, что бессовестные журналисты пытаются поссорить вас с примадонной!– Мои недоброжелатели постоянно пытаются воспользоваться любым поводом, чтобы меня если не облить грязью, то с кем-то поссорить. Но я свято верю, что такие мэтры, как Григорович, Владимир Васильев, Пугачева, Эйфман, – это те люди, которые имеют свое сложившееся мнение обо мне. Конечно, я вызываю зависть. Покажите мне балерину, с которой будет вместе работать Пугачева, займет ее в своем проекте? Мне абсолютно неважно, что про меня написали. У меня было три незабываемых дня съемок в Киеве, у меня осталась песня. Разве этого мало?– Анастасия, вы упомянули Григоровича. Несколько лет назад одним из условий его возвращения в Большой было: верните в театр и Волочкову! После того как «ушли» Григоровича – начались проблемы и у вас. Где сейчас лежит ваша трудовая книжка?– Моя трудовая книжка как лежала, так и лежит в Большом театре.– Какие отношения у вас сейчас с Краснодарским театром Григоровича?– Нормальные. Я только вчера оттуда. В Краснодаре я танцевала пять лет по контракту. Для меня был трогательным момент, когда я вышла в «Ледовом шоу», и Илья Авербух еще не успел произнести моего имени, только сказал: «…она танцевала в вашем городе в течение пяти лет», и зал разразился овациями.– А с Большим театром какие отношения?– Слава Богу, никакие.– Трудовая книжка лежит, стаж идет…– Пускай лежит. Нет, стаж не идет. Я в отпуске за свой счет уже два года.– Сколько, сколько?!– Два года. Мы с директором балетной труппы Геннадием Яниным пришли к такому соглашению. Чтобы не поднимать на смех администрацию театра, которую обязательно бы спросили: почему Волочкова у вас не танцует? И что бы они ответили: «Она не хочет!» Или: «Мы не даем». Если бы вы меня спросили: хочу ли я вернуться в это болото, я бы честно ответила: не хочу! Ни при каких обстоятельствах. Ни в одно, ни в другое.– Находясь в двухгодичном отпуске, неудивительно, что вы взялись за написание «Истории русской балерины»… – Надеюсь, вы не откажете мне в том, что я – русская балерина и что во мне патриотизма больше, чем в некоторых политических деятелях. Вы можете назвать другую современную отечественную балерину, у которой была бы столь непростая и яркая жизнь, чтобы к моим годам можно было бы браться за автобиографическую книгу? В издательстве прекрасно понимали, что мне есть что рассказать, потому-то и гонорар выплатили заранее. Я целый год писала, писала сама, от руки. Уже продано три тиража! За пару месяцев! Для меня моя книга – это моя трибуна!