Прохоромобиль

На встрече с Владимиром Путиным миллиардер Михаил Прохоров пообещал запустить в производство «экомобиль». Премьер-министр одобрил эту инициативу и даже дал указание ведомствам поддержать ценное начинание. Но насколько реальна реализация этого проекта в ближайшем будущем?

На встрече с Владимиром Путиным миллиардер Михаил Прохоров пообещал запустить в производство «экомобиль». Премьер-министр одобрил эту инициативу и даже дал указание ведомствам поддержать ценное начинание. Но насколько реальна реализация этого проекта в ближайшем будущем? «Экомобиль» – значит целиком или частично «электромобиль». Причем в немалой степени основанный на разработках зарубежных ученых и конструкторов, которые, в отличие от наших, уехали уже довольно далеко от авто ХХ века.Иностранным электромобилестроителям уже сейчас есть чем похвастать: спорткар Tesla Roadster с максимальной скоростью 300 км/ч, электрический кроссовер ZAP-X мощностью 644 л. с., британский грузовой Modec за вполне реальные 50 тысяч долларов... И мнение, будто внедрению электроавтомобилей препятствует отсутствие розеток на улицах, тоже давно устарело. Проблема теперь не в емкости «батареек», а в их цене. Вынужденно используемые никель-металлогидридные аккумуляторы не способны хранить нужное количество энергии. Литиево-ионные батареи из наших мобильников и ноутбуков гораздо лучше, но они в 2–4 раза дороже и недолговечны. Правда, уже появились научные решения в несколько раз более удачные, но настолько же и более дорогие. Правительства некоторых стран принимают программы дотаций покупателям, но практичный электромобиль все равно пока минимум вдвое дороже обычного. Единственное реальное достижение – бензиново-электрические гибриды, сочетающие под капотом прошлое с будущим.Развиваются и родственные технологии. Например, в чуть модифицированном привычном моторе сжатый воздух в сочетании с бензином экономит от 15 до 30 процентов топлива и вдвое снижает выбросы. При этом нужен лишь баллон со сжатым воздухом весом 30 килограммов, тогда как у электрогибридов аккумулятор и электромотор намного тяжелее. Такой автомобильчик стоит примерно 10 тысяч евро, что сопоставимо с обычным. Французская MDI уже испытывает свои пневмодвигатели в автобусах и спецтехнике, лицензию на их производство купила индийская Tata Motors, а в этом году MDI начинает продажи машин в США.В экономически развитых странах электро- и гибридо-автомобили считаются весьма перспективными. Но для России они малопригодны, во всяком случае в ближайшем будущем. Для того чтобы освоить производство подобной машины, пришлось бы с нуля создать несколько отраслей промышленности. Поэтому наиболее приемлемый для нас вариант – автомобиль максимально экологичный и экономичный (с расходом топлива не более 2 литров на 100 км). Технически такая задача вполне реальна, но сможет ли это авто стать народным?Конструкторы некоторых – опять-таки зарубежных – компаний уже добились в этой области впечатляющих результатов. Так, Aptera Motors сегодня выпускает, правда штучно, трехколесный аппарат, расходующий 1 (!) литр бензина на сотню километров пробега при скорости 90 км/ч и способный разгоняться до 100 км/ч за 10 секунд. Стоимость этого чуда – 30 тысяч долларов. Но есть уже и серийные четырехколесные машины, способные демонстрировать схожие показатели: Volkswagen Lupo и Audi A2 потребляют не более 4 литров на те же 100 км. Тут залог успеха – масса: снижая ее на 10 процентов, мы уменьшаем расход топлива на 7.И пути снижения массы автомобиля тоже известны. Кузов из углепластика при производстве свыше 50 тысяч авто в год стоит 4 тысячи долларов, а весит всего 180 кг, что позволяет снизить расход топлива на 35 процентов! Сверхлегкие сиденья и изолирующие панели за тысячу долларов позволяют сэкономить на топливе еще 8 процентов. Замена всех стекол поликарбонатом приводит к удорожанию модели на 5 тысяч долларов, но зато экономит еще 15 процентов топлива. Если вместо кабелей, проводов, громоздких блоков аудио-, видео- и навигационных систем установить тонкий экран за тысячу долларов, выиграем еще 2 процента. Легкие магниево-углепластиковые колеса и шины с кремнеземом, которые вдвое дороже обычных, вместе с подвеской по последнему слову техники стоят 6 тысяч долларов, но сберегают еще 12 процентов.Остается главное. Еще в январе 1982 года на обложке крупнейшего европейского журнала Popular Science («Популярная наука») был изображен обычный двигатель внутреннего сгорания, но… из пластика. Немецкий конструктор Матти Хольцберг с тех пор не раз доказал, что его детище ни в чем не уступает своим металлическим аналогам, а в производстве вдвое дешевле. Тем не менее производители отказываются от заманчивой возможности, поскольку не готовы к ней чисто психологически. Допустим, что наши будут сговорчивее – вот вам еще сразу 30 процентов экономии топлива.В итоге получается: автомобиль очень экологичный и экономичный, но даже при массовом выпуске будет стоить не меньше 50 тысяч долларов. В общем идеи прекрасны, вот только потребители мешают…Михаил Прохоров, инициатор выпуска нового автомобиля, уже заявил, что это будет совершенно новая машина, благодаря которой отечественный автопром сумеет «перескочить через две технологические ступени». В чем секрет этого «перескакивания», бизнесмен не объяснил, указав только, что модель будет работать не на бензине и не на электричестве, а на природном газе «по причине того, что у нас очень много газа». Насчет газа все верно, а вот что касается остального… Переходники с бензина на газ мы уже проходили в недалеком прошлом – по бедности и в связи с бензиновым дефицитом. Даже «жигулевские» движки воспринимали газ плохо, что уж говорить о современных моторах, куда более нежных! А на какие-либо научные разработки господин Прохоров времени не дает. У него уже все просчитано: начало массового производства намечено на середину 2012 года, первоначальный объем – 10 тысяч авто в год, цена будущего изделия – 8888 евро в базовой комплектации. Вот только каким именно будет этот новый автомобиль и будет ли он действительно новым, неизвестно.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.