Программу – в утиль?..
Все, что вы хотели знать о программе утилизации, но не знали, у кого спросить
Все, что вы хотели знать о программе утилизации, но не знали, у кого спроситьВот уже почти месяц, как стартовала программа утилизации старых автомобилей. Суть ее, казалось бы, проста: сдаешь автохлам – получаешь 50-тысячный сертификат на покупку новой машины. Однако у автомобилистов, которые могли бы принять участие в этой программе, до сих пор возникает масса уточняющих вопросов: «Какой автомобиль можно сдать и какой купить? Можно ли, например, утилизировать не одну, а сразу две или даже три машины – и получить таким образом «скидку» не в 50, а в 150 тысяч? А продать кому-нибудь свой сертификат? А как насчет доставки «неходового железа» к месту утилизации? Не придется ли в конце концов за все это платить – так что от 50 тысяч ничего не останется?» На бумаге правила игры определены достаточно четко. И мы сегодня ответим на все эти и другие вопросы. Но создание внятных правил еще не гарантия, что игра заладится. Поэтому мы расскажем читателям и о тех реалиях, с которыми придется столкнуться участникам программы утилизации....Итак, начнем с того, какие требования предъявляются к старому автомобилю. Автомобиль, претендующий на оплачиваемую утилизацию, может быть как российским, так и иномаркой, но в любом случае он должен быть:а) легковым (массой не больше 3,5 тонны);б) «рабочим» (то есть на ходу) или, по крайней мере, полностью укомплектованным;в) произведенным не позже 1999 года;г) принадлежать хозяину не менее года.Эти условия на первый взгляд кажутся немного странными. К примеру, зачем требовать, чтобы автомобиль, который через считаные дни будет перемолот в металлическую стружку, обязательно был комплектным – с колесами, стеклами, аккумулятором? Но это требование на самом деле вполне логично. Если учесть, что основная, если не единственная, цель программы – стимулировать покупку новых авто. А экология, расчистка дворов от ржавеющих кузовов – это все вторично. Главное – поддержать автопром. Ведь в прошлом году производство машин упало в России вдвое, и лучший способ помочь автозаводам – создать покупательский спрос. Отсюда и условия.Авторы программы разумно полагают, что хозяин некомплектной машины – той, что несколько лет простояла под забором и давно осталась без стекол и начинки, – или уже купил себе новую машину, или не купит ее никогда. А вот тот, кто держит свою старенькую «лошадку» в рабочем состоянии, но не имеет средств на новую, с помощью сертификата (а может, еще и воспользовавшись программой льготного кредитования) станет покупателем нового авто.Что же касается сроков владения, то это условие направлено против состоятельных людей, которые просто хотели бы купить новую машину со скидкой в 50 тысяч и для этого были бы готовы потратить тысяч пять на покупку автохлама у какого-нибудь соседа. По той же причине именной сертификат нельзя купить (можно разве что договориться с его владельцем, но это уже сложности перепродажи). Против спекулянтов направлено и еще одно ограничение: гражданин может сдать сколько угодно машин (отвечающих первым четырем условиям) и за каждую получить сертификат, но суммироваться эти сертификаты при покупке одной машины не будут: покупаешь одно авто – получаешь одну скидку в 50 тысяч. Иначе программа с точки зрения государства потеряла бы всякий смысл: бюджет оплачивал бы едва ли не полную стоимость новой машины только за то, что кто-то скупил ржавое железо со всей округи.Так что к условиям, которые предъявляются к старым автомобилям, вопросов нет. Тем более что на практике ту же комплектацию автомобиля никто так уж строго не проверяет. По идее, контроль за комплектацией на совести у дилера, который принимает машину у владельца, и утилизатора, который принимает ее у дилера. Но и те и другие смотрят на требования к комплектации сквозь пальцы – благо к их бизнесу это министерское требование никакого отношения не имеет.– Мы следим за полной комплектацией лишь для того, чтобы аккумулятор не валялся где-нибудь под кустом и не загрязнял природу, – рассказал Валентин Тронин, заместитель гендиректора ООО «Всеволожский завод алюминиевых сплавов», одного из заводов-переработчиков, включенных в программу утилизации. – На деле же мы можем простить некоторые вольности. Скажем, если в машине не будет хватать стекла или кресла, мы все равно ее примем.А какую машину можно купить по программе утилизации? Покупаемый автомобиль должен быть произведен в России.
Это все. Модель и цена значения не имеют – покупайте хоть дорогущий БМВ калининградской сборки.Казалось бы, все просто и логично. Но составим «пошаговую инструкцию» для желающих принять участие в программе.Шаг № 1. Из опубликованного на сайте Минпромторга списка официальных дилеров, включенных в программу утилизации, надо выбрать того, чью машину вы намерены приобрести. Если «Ладу», то обращайтесь к дилерам АвтоВАЗа, «форд» – к дилерам «Форда» и так далее.Шаг № 2. Необходимо заключить с дилером договор об участии в госпрограмме и определиться с конкретной моделью машины, которую вы желаете приобрести.Шаг № 3. Попросите работников автосалона распечатать с сайта Минпромторга бланк свидетельства об утилизации и заполнить его. На старте программы было сказано, что гражданин сам распечатывает и заполняет этот бланк, но это требование буквально сразу отменили – якобы граждане делали много ошибок. Теперь этим должен заниматься автосалон.Шаг № 4. Надо оформить в салоне доверенность – чтобы операции по снятию с учета, передаче на пункт утилизации, получению свидетельства об утилизации выполнял дилер. При этом до получения свидетельства об утилизации автомобиль будет находиться на ответственном хранении у дилера до момента снятия его с учета.Шаг № 5. Заключение договора на утилизацию.Шаг № 6. Зарезервируйте у дилера новый автомобиль из списка Минпромторга. И после получения свидетельства об утилизации и оформления 50-тысячного сертификата переходите к обычной процедуре покупки нового автомобиля.…Но на деле окзывается, что эта инструкция… практически невыполнима. Вот во что превращается попытка сдать-купить автомобиль на практике. На основании бесед с автовладельцами и дилерами, которые втянулись в эту игру, мы составили обобщенную, но основанную на реальных событиях историю типичного владельца старой машины и выбранного им салона.
Шаг № 1. Выбор дилераДля нашего героя выбор дилера был шагом простым. Поскольку большую часть водительской биографии он отъездил на «Жигулях», то и взять решил новую «Ладу». Поехал в хорошо знакомый салон (благо он был в министерском списке), но выяснилось, что слишком поторопился (дело было 9 марта): менеджер салона сообщил, что они сами узнали о том, что включены в госпрограмму… только посмотрев тот самый сайт Минпромторга. Вероятно, их включили в список как официальных дилеров нескольких автомобильных концернов (салон торгует не только «Ладами»). Но вот договора с министерством у дилера нет. А потому ему непонятно, как он будет получать от государства компенсацию за скидку в 50 тысяч. Менеджеры стали звонить в министерство. И наконец выяснили, что заключить договор с ними чиновники просто не успели, но пусть они не волнуются и оформляют клиента.Правда, еще час с лишним ушел на то, чтобы салон получил у министерства «электронный ключ» (пароль) для допуска на сайт, на котором оформляются сертификаты. По словам официального представителя Управления по обращению с отходами производства и потребления Петербурга Натальи Реммер, сложности с получением электронных ключей на сайте Минпромторга РФ были практически у всех.Между тем время работы подошло к концу и наш клиент уехал ни с чем. Следующий раз он прибыл в салон, отпросившись с работы, через неделю. И узнал, что будет в очереди за новой машиной уже 288-м…
Шаг № 2. Выбор покупки и заключение договораСамое важное для любого автовладельца – выбрать модель новой машины. Минпромторг утвердил список из 66 моделей: «Лады», «форды», «нисаны», «рено» и прочие, – но, как уже сказано, наш герой решил взять одну из моделей АвтоВАЗа. Он озвучил свою мечту менеджеру салона. Но машины на складе не оказалось – тольяттинский автогигант в прошлом году больше стоял, чем работал, да и сами дилеры старались не делать заказов на не пользовавшийся спросом товар. К наплыву клиентов никто не был готов.Тем не менее подписать договор в салоне были готовы. Но только при условии частичной предоплаты покупки. Обычно салоны берут аванс в 30 процентов стоимости. Но таких денег с собой у нашего автовладельца не было, в итоге сошлись на 10 тысячах рублей.
Шаг № 3. Заполнение свидетельства об утилизацииВ этом вопросе проблем не возникло – менеджер вытащил с сайта Минпромторга бланк и сам заполнил его.
Шаг № 4. Снятие с учета и оформление утилизацииСогласно «пошаговой инструкции», после заключения договора нужно оформить доверенность о том, что автосалон имеет право от имени автовладельца снять машину с учета в МРЭО, передать ее на пункт утилизации и получить там свидетельство об утилизации. Однако в салоне предлагают снимать машину с учета самостоятельно. Во-первых, так, мол, будет быстрее. Во-вторых, менеджеры признали, что им возиться с этой операцией просто накладно. Ведь не у всех машины на ходу, а значит, может потребоваться эвакуатор. Кроме того, нужно держать на этой работе специального человека. А еще на дилера возложили и все хлопоты по приему старых машин, по доставке их на пункты переработки… Все это дополнительные затраты. А возмещение от государства за предоставленную скидку в 50 тысяч рублей дилер получит в лучшем случае осенью – когда в министерстве соберут все документы, тщательно их проверят, передадут в казначейство… Рентабельность в итоге будет близка к нулю.Войдя в положение продавцов, наш клиент согласился сам снять свое авто с учета. Поскольку его «старушка» была уже не на ходу, а тратиться на ее ремонт не было смысла, для доставки ее в МРЭО пришлось вызвать эвакуатор. Что обошлось в 1,5 тысячи рублей. Ходили, правда, чиновничьи разговоры, что «мертвые» автомобили будут перевозить на бесплатном эвакуаторе, где бы машина ни находилась – Всеволод Хмыров, начальник уже упомянутого Управления по обращению с отходами производства и потребления, уверял, что из федерального бюджета на эти цели выделен 1 миллиард рублей по статье «накладные расходы». И, по словам переработчиков, они действительно предоставляют свои эвакуаторы для транспортировки машин. Вот только забирают они автохлам только от автоцентра. А доставка машины от дома до автоцентра (проездом через МРЭО) также ложится на плечи автовладельца. Впрочем, иное и трудно было себе представить – неужели государство согласилось бы оплачвать доставку автомобиля из какой-нибудь деревни Подпорожского района Леноласти?...Тем временем никакого специального окошка для участников программы утилизации в МРЭО, вопреки обещаниям чиновников из городского Управления по обращению с отходами производства и потребления, конечно, не было.– Все участники программы по утилизации проходят в очередном порядке, – комментирует официальный представитель ГИБДД по Санкт-Петербургу Татьяна Зыбина. – Снятие с учета – это бесплатная процедура, но для ее прохождения необходимо предоставить в МРЭО сам автомобиль. То есть если машина не на ходу, то автовладелец должен нанять для этих целей эвакуатор. Но для таких машин есть и другая форма – надо написать заявление, и тогда инспектор приедет и осмотрит транспортное средство на месте.Такая форма действительно существует. Но только в теории. На практике же в ответ на просьбу прислать инспектора «на дом» в МРЭО на вас недоуменно посмотрят и пообещают отправить сотрудника то ли через месяц, то ли через год.В общем, все как обычно: стояние в очереди, ожидание сурового милиционера, который сверит на машине все заводские номера, «пробьет» ее на угон и так далее. Потом доставка машины – снова на эвакуаторе – к воротам автосалона (не тащить же ее снова к себе во двор) обошлась в день хлопот в 3 тысячи рублей.В салоне автовладельца ждал очередной сюрприз – дилер не хотел принимать его машину на хранение. Как объяснили менеджеры, старые авто им некуда ставить – площадка забита, а ведь нужно еще место под новые машины. Впрочем, в этот раз уже работники салона «вошли в положение» клиента и втиснули-таки его авто на стоянку.
Шаг № 5. Подписание договора на утилизациюС этим проблем не возникло, пришлось только заплатить очередные 3 тысячи рублей. Этот платеж – «за утилизацию» – не был неожиданным (он указан во всех инструкциях), беда только, что владельцу автохлама до этого пришлось уже платить и за эвакуаторы, и вносить предоплату за новый автомобиль.
Шаг № 6. Получение сертификатаКазалось бы, до заветной цели – получение сертификата на 50 тысяч, а потом и нового авто – остается всего один шаг. Но не тут-то было… Менеджеры объяснили, что не могут выдать сертификат заранее и просто поставить человека в очередь за выбранной им моделью. По правилам, сертификат действителен только в течение двух недель (это сделано для того, чтобы обеспечить равномерный спрос на новые автомобили). Но никакой гарантии, что за этот срок придет партия машин и их на всех хватит, салон дать не может. АвтоВАЗ на вопросы, когда, что и в какие регионы он направит, не отвечает. Так что нужно сидеть и ждать звонка из салона, что машины на подходе. Затем ехать за сертификатом. И потом еще раз – за самой машиной.
резюме ВАЗ, да не про васНаш герой ждет звонка из салона до сих пор. Государственная программа поддержки уже обошлась ему в 6 тысяч рублей (не считая денег, внесенных в качестве предоплаты) и в три рабочих дня. От знакомых он слышал, что некоторые салоны – где торгуют более дорогими машинами – предлагают своим покупателям вообще не связываться с этой программой: дилеру проще самому скинуть с цены хоть те же 50 тысяч, но избавить и себя, и клиента от потери времени и от лишних трат. Наш герой ждет и слушает новости, из которых узнает, что за три недели действия госпрограммы по всей стране на утилизацию сдано всего 4 тысячи старых автомобилей (по Петербургу – чуть более 500 машин из 2 тысяч «желающих»), и теперь понимает почему.Реальная история нашего героя может отличаться от реальных историй других людей. Некоторые дилеры сами забирают эвакуаторами старые машины прямо с места их стоянки, сами же снимают авто с учета. Но это скорее относится к салонам, торгующим дорогими машинами: если клиент готов купить автомобиль ценой под миллион, то дилер вполне может потратить на хлопоты лишние «копейки». Но так ли уж нужна этому клиенту программа по утилизации?..А что касается «простых» клиентов, то эта программа «не про них писана». Она никакая – ни социальная, ни экологическая. По сути, у нее одна цель – в очередной раз поддержать автозаводы. А сколько времени и бумаги переведут участники программы – автомобилисты, дилеры, переработчики – чиновников абсолютно не волнует. Впрочем, при такой постановке вопроса и при такой организации дела замысел поддержать российский автопром через программу утилизации закончится тем, чем до сих пор заканчивались все предыдущие программы по его поддержке. То есть ничем.