Метро хотят поделить на зоны

Зачем метрополитену потребовалось запускать дорогостоящий проект по изменению системы оплаты проезда

Через два года петербургская подземка может перейти на зональную оплату проезда: сколько проехал – за столько и заплатил. К реализации этого давно обсуждаемого проекта на этот раз приступили всерьез. Уже в мае на смену общей концепции, разработанной в 2009-м, должна прийти конкретная программа. Ожидается, что к 2012 году система заработает, – об этом корреспонденту «НВ» рассказали в администрации Петербургского метрополитена. Не станет ли реализация этой программы очередным ударом по кошельку пассажира?На реализацию программы уже выделено 30,5 миллиона рублей – объявлен конкурс на разработку технического обеспечения зональной оплаты проезда. Суть тендера сводится к тому, что к 30 июня компания-победитель должна разработать «общесистемные решения», а к 30 ноября – подготовить всю документацию, программное обеспечение и за свой счет испытать новшество на одной из станций. Правда, из технического задания не ясно, насколько осуществим последний пункт. Ведь зональная оплата предполагает установку специального оборудования как минимум в пункте отправления и в пункте прибытия пассажира…По словам официального представителя Петербургского метрополитена Юлии Шавель, несмотря на всю серьезность реализации проекта, пока рано говорить о какой-то конкретике – это станет возможным, как только появится программа. Пока неизвестны и точные границы предполагаемых зон. Но, по всей видимости, их будет три.Главное преимущество зональной системы оплаты проезда состоит в том, что пассажир платит только за то расстояние, которое он проехал. Но в этом же и ее главный недостаток, с точки зрения пассажира. Не получится ли так, что стоимость проезда, например, от «Невского проспекта» до «Сенной площади» вместо нынешних 22 рублей будет стоить, условно говоря, 20, а от «Купчино» до «Гражданского проспекта», скажем, 45?…Рим, Париж, Мадрид – во всех этих европейских столицах действует обычная система оплаты проезда в метро. Впрочем, в некоторых метрополитенах мира используется и зонная система – например, в Лондоне, где метро разбито на шесть зон. Но в большинстве европейских мегаполисов действует сложная единая транспортная система: например, человек покупает карточку на все виды транспорта, срок которой ограничен определенным количеством часов – сколько успел, столько проехал. В Петербурге же, насколько нам известно, ничего похожего в ближайшее время не предвидится.Если же говорить о петербургском метро, то неужели наша подземка настолько обширна, чтобы делить ее на зоны? По сравнению с Московским метрополитеном кажется, что делить в Петербурге просто нечего. При этом даже в Москве от зональной системы отказались (что нам подтвердили в столичном метрополитене).Но северная столица все же решила пойти по своему пути.– Я не могу пояснить, почему Москва отказалась от зон. У них свои планы развития, у нас – свои, – сказала Юлия Шавель. – Вообще, Петербургский метрополитен первый во всем!В Петербургском метрополитене обещают, что при новой системе будут предусмотрены скидки – например, поездки выходного дня будут дешевле. Но вряд ли это известие порадует петербуржцев, которым на работу нужно ездить в будни, а не по субботам или воскресеньям.…Между тем у городской подземки сегодня много забот и без зональной системы оплаты, которая за несколько лет до своего появления уже потребовала многомиллионных затрат. Эти деньги можно было бы потратить, например, на ремонт пересадочного узла «Сенная» – «Садовая» – «Спасская». Его открыли год назад, но эскалаторы, которые тогда называли едва ли не последним словом техники, в четверг вечером дали очередной сбой. На этот раз настолько серьезный, что спуск с «Садовой» на «Спасскую» пришлось закрыть – ступени чудо-лестниц попросту встали на дыбы. А пассажиров, прибывающих на конечную станцию оранжевой ветки, поднимал единственный уцелевший эскалатор. В итоге под землей создалась настоящая людская пробка…Впрочем, чиновники всех мастей – от губернаторов до руководителей государственных унитарных предприятий (а Петербургский метрополитен – ГУП), которые, по сути своей, тоже являются чиновниками – давно научились оборачивать свои проблемы для своей же пользы: мол, видите, как у нас все плохо – надо увеличить штаты, разработать программы, повысить цены…

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.