Петербургский стиль: монохромность и взрыв
В редакции «Невского времени» прошел круглый стол на тему «Петербургский стиль: соответствует ли внешний вид города его духу?»
Главные вопросы, которые волновали собравшихся, – как соединить, привести в соответствие дух и содержание, характер архитектуры и живущих здесь людей, старинный вид фасадов и новые рекламоносители, разнообразие культур и традиций. Стоит ли стремиться к тому, чтобы сохранить облик и дух Петербурга первозданными?
Участники круглого стола:Юрий Митюрев, главный архитектор Санкт-Петербурга, первый заместитель председателя комитета по градостроительству и архитектуре Ирина Бондаренко, помощник главного архитектора Елена Бадмаева, художник-модельер, член Международного союза дизайнеров Игорь Карпов, директор Санкт-Петербургского городского центраразмещения рекламыНаталия Метелица, директор Музея театрального и музыкального искусстваВалерий Попов, писательВладимир Желтов, редактор отдела культуры «НВ»Елена Добрякова, корреспондентотдела культуры «НВ»
Владимир Желтов (В. Ж.): В последнее время наш город, особенно в праздничные дни, выглядит по-новому. Я говорю об освещении фасадов зданий, храмов, о «плачущих деревьях», преобразившихся набережных. Петербург никогда прежде не был таким красивым. Застывшая архитектура благодаря подсветке словно ожила. Но есть в Петербурге то, что раздражает, – это наружная реклама, она порой слишком агрессивная, кричащая, безвкусная… Еще одну тему мне подсказал слепой художник Олег Зиновьев, который самостоятельно добирается от станции метро «Петроградская» до мастерской на Гатчинской улице. Он знал, через сколько шагов наткнется на рекламный щит, вставший посреди дороги.
Если посмотреть фотографии дореволюционного Петербурга, то обращаешь внимание на то, что Невский проспект до 2–3го этажа сплошь залеплен рекламными щитами. Каждый хозяин норовил пристроить свою вывеску. Сейчас болезнь разрослась вширь и вглубь. Думаю, причина в том, что в городе не отработана рекламная политика. И может быть, нам и подрастающему поколению не привили в достаточной степени любви к родному городу? Несколько лет назад школьники писали сочинение на тему «Мое любимое место в Петербурге». Многие назвали двор, улицу, дом – это были ребята с Гражданки, из Купчино. Про Летний сад, Петропавловскую крепость, Дворцовую площадь написали либо отличники, либо те, кого родители водили гулять по этим местам.
Юрий Митюрев (Ю. М.): Я думаю, освещение фасадов, памятников, храмов – это действительно новое отношение к городу. Мне очень понравилось, как в этом году выглядит Стрелка Васильевского острова. Но кому-то из профессионалов кажется, что светящаяся сетка разрушает привычный вид города, не все с готовностью принимают новшества. Добавлю, что, увы, и оборудование, с помощью которого сегодня это делается, несовершенно. Тот проект, который я видел, касающийся освещения Невского проспекта, уже гораздо современнее, позволяет убрать пятнистость на фасадах. А сегодня завершен и регламент Невского проспекта – это заявочная работа художников и архитекторов, представляющая, каких размеров, видов должна быть реклама, на каких местах она уместна. Реклама, как было справедливо отмечено, вещь агрессивная и в определенной степени меняет облик города. Хотя когда речь заходит о том, чтобы рекламу убрать, сразу возникает претензия, что мы, чиновники, не способствуем развитию малого и среднего бизнеса.
Игорь Карпов (И. К.): Я 20 лет на рекламном рынке и очень уважаю художников, архитекторов, но не увидел их особой заинтересованности что-то улучшить в облике города. Единственно правильный путь – за общим столом должны собраться люди, которые одинаково заинтересованы в новом облике Невского: художники, разрабатывающие проект Невского, и ответственные за исполнение рекламных вывесок люди.
Самая большая проблема в Петербурге – фасады. Честно говоря, я в первый раз столкнулся с мнением, что дореволюционный Петербург тоже страдал от обилия рекламы. Но государь-император не возражал и правительство тоже... Сегодня Невский уродуют черно-желтые вертикали, всяческие наземные носители, безвкусно оформленные фасады. Но юридически бороться с проблемами фасадов сложнее, чем с тем, что стоит на земле.
Наталия Метелица (Н. М.): Мне кажется, прежде чем появиться документу – регламенту Невского проспекта, – надо было профессионалам встречаться и разговаривать. Но это вовсе не означает, что надо привлекать всю общественность города, иначе будет не обсуждение, а базар. А до того как профессионалы договорятся, можно обсудить проект на телевидении, в газетах.
И. К.: На моей памяти через СМИ обсуждались растяжки над Невском в середине 2000-х, которые портили вид проспекта. И тогда довольно быстро удалось поставить точку, растяжки убрали. Был практически соблюден и этический, и эстетический момент.
Елена Бадмаева (Е. Б.): Но как баснословно дорого стоили эти растяжки, вообще рекламоносители на Невском! Первоначальный сыр-бор – убрать их или оставить – вызвал столкновение совсем иных интересов – денежных. В противовес пришел ответ, что все это надо убирать и находить какую-то классическую, более петербургскую форму.
И. К.: Художники и заказчики рекламы не могут за 20 лет существования рекламы в городе никак договориться. Кто-то платит большие деньги за безвкусную рекламу, и она появляется. Раньше приехала бы бригада и спилила вывеску, даже не разговаривая. Сегодня надо быть интеллигентным, цивилизованным. Но в некоторых вопросах – и жестче. Думаю, Невский проспект по-другому должен организовываться сегодня. Закончатся юридические договора, и будут разыгрываться конкурсы, тендеры. Но надо дать людям позволить держать рекламу столько, сколько им пообещали.
Ю. М.: Регламент – это документ. Маленький пример: в начале прошлого года были введены Правила застройки, предусматривающие более жесткие ограничения. Но была оговорка, что компании, получившие разрешение на строительство конкретного объекта до введения этих правил, могут их не выполнять. Так и регламент – он для тех, кто будет делать новую рекламу. Это не означает, что если с Невского кто-то из бизнесменов уходит, то на этом месте новая компания может размещать рекламу в тех же параметрах. Новое – только по новым правилам.
В. П.: Я вот не считаю, что реклама плохая. Вопрос в другом – что рекламировать? Мне не нравится начинка многих домов на Невском. Взять знаковый угол Невского и Большой Морской – там раньше было три книжных магазина, куда Набоков ездил с мамой покупать карандаши. Позднее там открыли популярный магазин «Книги стран народной демократии», сейчас там пустота за стеклом, лишь мигают четыре денежных банковских автомата – и все! На двух других углах были магазины старой книги и антиквариата, где жил дух старого Петербурга. Теперь на одном углу – японский ресторанчик «Васаби», на другом – сетевой ресторан «Евразия». Четвертый угол – бывшее Благородное собрание, потом там был популярный кинотеатр «Баррикада». Теперь этот угол пуст. Скорее всего, въедет банк. Какой же это Петербург? Все культовые заведения, вроде старого кафе «Север», где собирался бомонд, убраны, и новых любимых мест не возникает. Для этого нужно желание, ум, культура. Вместо этого все постоянно меняется, невозможно это не только полюбить, но даже привыкнуть. Мелькнет что-то, и опять витрина замазана – евроремонт. Что с нашим любимым «Елисеевским»? «Емели», «Ёлки-палки», «Макдоналдсы», «Кентукки-чикены». Похоже, город всем безразличен.
Н. М.: Мы все вспоминаем прошлое – это называется «в поисках утраченного времени». Но я думаю, не стоит так драматизировать ситуацию, осталось очень много знаковых мест: площадь Искусств, осталась площадь Островского, если ее не одевать в разномастную рекламу…
В. П.: Нельзя допустить, чтобы Невский превратился в пустое место. Появляется вдруг, скажем, бистро «Литературное». Как может быть связана литература со словом «быстро»?
Н. М.: Тут проблема с названиями иностранными, которые диктуют арендаторы, либо транскрипция русскими буками иностранных слов. Это выглядит нелепо.
И. К.: На Невском все помещения, которые не проданы и принадлежат КУГИ, могут быть использованы под государственные и прочие организации. Если помещение выставлено на аукцион, то оно продается и арендуется, и там появляются совершенно новые компании со своими вывесками.
Н.М.: Меня тоже воротит от этих пришедших московских брендов. Но либо мы отказываемся вообще от хозяйственной и экономической жизни, либо даем свои указания… Когда я хотела на здание Театрального музея повесить баннер новой экспозиции «Театральные легенды Петербурга», мне пришлось согласовывать внешний вид, чтобы вывеска соотносилась со зданием. Кто-то ведь за это и сейчас отвечает?
И. К.: Десять лет назад над нами «смеялась» вся Европа: мы заставили французов сделать вывеску Cristian Dior маленькими световыми и, подчеркну, золотыми буквами, несмотря на то что Cristian Dior во всем мире бело-синий. Есть компании, которые не меняют свои цвета во всем мире никогда, но наши радетели и ревнители французов убедили, что их цвета и форма нашему городу по стилю не подходят. Я всю жизнь буду хранить снимок, где вывеска Pepsi Cola серого цвета – в цвет фасада дома, на котором висела реклама. Для этого компания потратила полмиллиарда, поменяла фирменный стиль, чтобы висеть в Питере на Невском проспекте.
Н. М.: А я бы весь разноцветный Невский украсила монохромным освещением, потому что реклама на домах сама по себе яркая.
И. К.: В Амстердаме на здании XVIII века стоит вывеска «Карлсберг», в центре Копенгагена написано слово «Туборг», и это никого не смущает. «Филипс» стоял белого цвета на фоне Елисейских полей. Там другие процедуры, другие методики. Если сегодня на Невском все убрать, скажите, пожалуйста, где разместится информация?
В. Ж.: Никто же не предлагает все убрать!
Е. Б.: Реклама к облику Петербурга все-таки должна иметь отношение.
Н. М.: А у меня еще такой вопрос: почему надо каждый год в главные наши праздники заново выбрасывать колоссальные деньги на изменение имиджа и внешнего вида города? Ведь мы не так шикарно живем… И куда демонтированные украшения и рекламоносители деваются?
И. К.: Все это убирается, хранится на складах, повторно используется. Кстати, замечу, в этом году было на удивление мало вандализма, многое осталось целым. Ко Дню освобождения Ленинграда от блокады мы ни копейки не потратили лишней, использовали все, что было в прошлом году, и даже уменьшили затраты. А по поводу монохромности – вы считаете, что Петербург должен напоминать тихий, спокойный Амстердам или Копенгаген?
Н. М.: Ну, знаете, Амстердам не такой уж тихий и спокойный.
Елена Добрякова (Е. Д.): Если вспомнить новогодние праздники –около Исаакиевского собора стояла карусель. Но на этой карусели нельзя было прокатиться – декорация, просто красивая картинка. На Петроградской стороне видела такое же украшение. А в том же Берлине карусели не камуфляж, все это действует, используется.
И. К.: Если бы вы прошли 300 метров от той карусели на Исаакиевской, то в Александровском саду увидели бы катальную горку с бесплатным катанием. В последний день работы этой горки, в Рождество, очередь стояла в 20 тысяч человек!
Е. Б.: Я не считаю плохим, что дети назвали любимым местом в городе свой двор или дом. Это хорошо, что родина начинается с собственного дома. Но в Петербурге живут те, кто имел счастье воспитываться и учиться в центре, и есть люди, которые в центр выезжают раз в год. Нужно озаботиться тем, чтобы эти разные категории людей как-то друг с другом взаимодействовали и не слишком разнились в восприятии города. Давайте спросим себя, что мы, собравшиеся здесь, можем сделать помимо нашей основной работы нового и хорошего для нашего города? Ведь Петербург – это прогрессивная часть России. Но мы сегодня еще не воспитываем детей в креативном ключе, у нас не сформирована новая культурная жизнь – в нее включена слишком узкая категория людей. Наше общество давно находится перед выбором: стоять на месте или развиваться?
В. П.: В Европе все одеты на один манер – грубые ботинки, драные джинсы, черные куртки. Наши женщины пока что не стыдятся своей красоты, а в Европе ее уже прячут. Красивой быть «недемократично», это ущемление прав окружающих… По-моему, это ужасно. Надо ли нам к этому стремиться?
Е. Б.: Оставаться прежними, жить в городе-музее – тупик. В Париже кто-то же принял решение поставить около Лувра пирамиды... Может быть, меня многие осудят, но перемены должны быть. Продуманные. Сегодня, кстати, любой человек может назвать себя модельером, дизайнером, архитектором – достаточно ходить на хорошие выставки и смотреть креативные западные журналы. Этим людям видно, что наш город является жертвой элементарно плохого вкуса. Но эта проблема решаемая. Потому что вкус воспитуем.
Ирина Бондаренко (И. Б.): Я все же считаю, что петербургский стиль безусловно существует. Хочу затронуть архитектурную часть. Облицовка натуральным камнем – это принадлежность Петербурга. Брандмауэры – тоже принадлежность Петербурга. Да и воспитанные интеллигентные люди – тоже петербургское завоевание. Все остальное – вещи преходящие.
Е. Б.: Но многие в нашем городе не знают, что такое брандмауэр.
И. К.: Уверен, 97 процентов скажут на брандмауэр, что это реклама, висящая на пустой стене.
Е. Д.: Меня поразил бизнес-центр в Лиссабоне. Сохранен полностью фасад старинного здания, а за ним, повторяя те же формы, – замечательное современное сооружение! У нас чаще всего новое диссонирует со старым.
Ю. М.: Самое главное, что мы должны вынести из этой беседы, – то, что диалог в нашей сфере очень важная вещь. Для диалога нужна интеллигентность, которой всегда славился Петербург, потому он и стал самым европейским городом России. Но сегодня интеллигентности стало меньше, это касается всех сфер нашей деятельности, и петербургского стиля в том числе. Мы наследники советской действительности, которая, кстати, не всегда плоха, – наш конструктивизм был впереди планеты всей, и шедевры сталинской архитектуры общепризнаны. Но для того чтобы выработать некий симбиоз, мы должны пройти нелегкий путь ломки старого и прихода к новому. Я считаю, что мы этот путь почти прошли. Путь от экономики плановой к рыночной стал таким взрывоопасным, что это привело и к несанкционированной рекламе, которая разрушила все прежние представления о гармонии, и к смешению несвойственных для петербургской застройки материалов.
Наверное, для себя мы все-таки выработали принцип – современная архитектура для центра города, для ткани исторического центра должна быть неконтрастирующей. Это не исключает неких взрывов, неких жемчужин. В качестве примера – театр балета Эйфмана, который будет построен на Петроградской стороне. Абсолютно современное здание в контексте старых улиц. И в этом контрасте, на мой взгляд, Петербург будет смотреться выигрышно! Это тоже традиция, петербургский стиль – возможность «строить современным языком». Последние примеры, которые убеждают в правильности этого пути, случились перед революцией – Дом книги и Дом Елисеева. Это тоже был новый язык, благодаря которому родились архитектурные шедевры. Сегодня самая главная проблема – не допустить кустарщины. Пусть творит настоящий художник, и пусть его само-выражение будет интересным, актуальным, созвучным городу.