Искусство – ноша на плечах…
В Будапеште состоялся тридцатый по счету весенний фестиваль
В Будапеште состоялся тридцатый по счету весенний фестивальКаждый крупный европейский город имеет, помимо самобытной архитектуры, собственное культурное «тавро». Это может быть ежегодный праздник, карнавал, костюмированное шествие или приуроченный к какой-то памятной дате музыкальный перезвон колоколов. В венгерской столице таким символическим «знаком» является ежегодный Будапештский весенний фестиваль, на который приезжают – поодиночке или группами – артисты, музыканты, певцы, художники с громкими и еще не слишком громкими именами. На сей раз юбилейный пир музыки и красок продолжался более двух недель – с 19 марта по 5 апреля…
Между тем начиналось все очень прозаично. В 1981 году Венгерское туристическое общество (аналог нашего «Интуриста»), заявив, что необходимо заполнять столичные отели и получать достойные прибыли, предложило проводить весной, перед открытием туристического сезона, какое-то весомое культурное мероприятие, способное вызвать устойчивый интерес за рубежом. Так родилась идея Будапештских весенних фестивалей, собирающих множество одаренных и небезразличных гостей. Естественно, туда приглашали и представителей прессы. И вот – оглянуться не успели! – исполнилась уже тридцатая годовщина этих красивых праздников, без которых маленькая, но динамично развивающаяся страна не мыслит своего духовного существования.
Каждый фестиваль обладает особым девизом, в немалой степени определяющим репертуар спектаклей и концертов, а иногда и содержание фотографических и художественных выставок. Нынешнее действо называлось «Эркель-2010» и было посвящено классику венгерской национальной музыки Ференцу Эркелю, со дня рождения которого скоро исполняется 200 лет. В рамках фестиваля публика увидела шесть опер знаменитого композитора – от таких хрестоматийных, близких любому венгру, как «Ласло Хуньяди» и «Банк бан», до относительно забытых вроде «Шаролты», «Дьёрдя Дожа», «Марии Батори» и «Дьёрдя Бранковича».
Подобные сочинения связаны с различными периодами многосложной венгерской истории и, конечно, нелегки для современного восприятия. Поэтому, как пояснил российским журналистам (комментатору московского радио «Орфей» Ирине Тушинцевой и мне, автору этих строк) главный дирижер Государственного оперного театра Янош Ковач, пришлось несколько «облегчить» исходную партитуру. Впрочем, то же самое век назад проделывал Николай Римский-Корсаков с операми Модеста Мусоргского, соглашаясь, правда, с тем, что самому Модесту Петровичу это ни к чему, но зато ощутимо помогает слушателю. Господин Ковач признался нам, что мечтает воплотить на сцене оригинальные, очищенные от чужих правок творения обоих корифеев – «Банк бан» Эркеля (готовится на ноябрь) и «Хованщину» Мусоргского, которую намечено поставить при участии местного историка-музыковеда.
Разумеется, операми Ференца Эркеля дело не ограничилось. Ценители прекрасного сумели насладиться «Кавалером роз» Рихарда Штрауса, «Графом Ори» Джоаккино Россини, «Персифалем» Рихарда Вагнера. Удались и концерты Бетховена, Шопена, Бартока, Берлиоза, Верди. Публика искренне аплодировала «Солистам Москвы» под управлением Юрия Башмета, скрипачам Берлинской филармонии, пианисту Денису Мацуеву, цимбалистке Агнеш Сакай, уругвайскому оперному басу Эрвину Шротту.
Любопытной частью фестиваля стала цыганская тематика. Она подавалась под лозунгом «Мы цыгане – мы венгры». Здесь было много интересного и самобытного. Так, привлекла внимание пьеса Мартона Иллеша в подаче молодого режиссера и актера Родриго Балога «Ощипывание», где рассказывалось о печальных межэтнических трениях и даже конфликтах. Само собой, не обошлось без музыки: она – душа всякого истинного цыгана. Выступили два прославленных оркестра – «100 музыкантов» (уникальное в своем роде объединение, пропагандирующее народные мелодии и танцы) и «Цыганские виртуозы» (группа под началом Матиаша Бороша, куда приглашены выпускники Музыкальной академии). Второй коллектив, побывавший уже в Австрии, Германии, Голландии, Норвегии, Швеции, Италии, исполняет произведения западных классиков. Под сводами кинотеатра «Урания» лилась чарующая музыка Баха, Эльгара, Альбинони, Вейнера. Общий фон современной цыганской жизни оттенила выставка художницы Мары Олах в салоне «Каринти». Портреты, рисунки и композиции отображают будни и трудности разбросанного по Европе национального меньшинства. Тем не менее все опосредовано и взаимосвязано: мастер не сомневается, что каждая мысль, любая радость, всякое волнение или страдание ниспосланы Богом, а потому должны быть встречены спокойно, мудро и безропотно. Все личное неотделимо от народной среды и продиктовано Небесами…
Наверное, с этих же философских позиций взирает на свой весенний фестиваль и сам двухмиллионный Будапешт. Его почетным гостем сегодня оказалась далекая северная Дания. Оттуда высадился настоящий культурный десант. «На побывку» к хлебосольным венграм приехали и пленивший Европу Королевский балет, и любящая смешивать жанровые границы труппа Hotel pro Forma, и умело сочетающий старину и новизну хор Ars Nova Copenhagen, и предпочитающий модерн Национальный оркестр Дании, и лелеющий камерную музыку ансамбль Trio con Brio Copenhagen. Скандинавы «доставили» и различные выставки, в том числе Power Games («Властные игры»), рассматривающие злободневные общественно-политические проблемы сквозь призму обостренного художнического видения…
Подобная практика, сообщила нам директор фестиваля госпожа Жофия Зимани, весьма полезна и перспективна. Она, помимо прочего, содействует и решению финансовых вопросов, что отнюдь не лишне в суровую кризисную пору. Но на следующий, 2011 год конкретных почетных гостей приглашать не планируется, ибо Венгрии суждено с января стать председателем Европейского союза. Фестивальными гостями будут все 27 государств Единой Европы. Они привезут собственные программы, а радушные венгры охотно встретят разноплеменных зрителей, слушателей и почитателей. Словом, традиционный фестиваль, вступающий в свое четвертое десятилетие, не намерен стареть и угасать. Наоборот, он молодеет и расправляет плечи.