Альберт Асадуллин: «Я убежден – все не случайно»
Известный певец признается, что страдает, когда его заставляют выступать под фонограмму
В длинной музыкальной карьере Альберта Асадуллина были головокружительные взлеты и периоды забвения, но вот сегодня во Дворце культуры имени Горького случится событие с пометкой «впервые». Действительно, впервые один из самых ярких певцов решился на сольный акустический концерт, названный им «Музыка души». Для непосвященного зрителя словосочетание «акустический концерт» не несет никакой эмоциональной окраски, однако для знатоков это несомненный знак качества, показатель зрелости и мастерства… Наш обозреватель встретился с Альбертом АСАДУЛЛИНЫМ на одной из репетиций и попросил рассказать о новой главе его творческой биографии.– Альберт, объясните, пожалуйста, обычному зрителю (не знатоку, не меломану), что такое «акустический концерт», в чем его прелесть?– Понимаете, на свете все инструменты созданы руками человека. Есть только один инструмент, который создан Всевышним, – это голос человека. Он самый тонкий, самый сложный, потому что не управляется руками, и это действительно что-то свыше. Если, конечно, петь по-настоящему, а не под фонограмму. Голос – это наипервейший акустический инструмент. Им можно вещать где угодно и когда угодно. Другие инструменты в наше время делятся на электрические и акустические. Тут даже объяснять ничего не надо. К акустическим инструментам относятся все щипковые, все гитары, все духовые инструменты… У меня в предстоящем концерте будет сочетание двух акустических, «живых» гитар, одной флейты и перкуссии (в богатом разнообразии – от афрокубинских до восточных). Со мной играют Михаил Прошкин (перкуссия), Александр Дьяченко (гитарист и музыкальный руководитель), Владимир Егоров (гитара), Екатерина Евсеева (флейта). Я счастлив, что мы совпали не только как профессионалы, но и просто по-человечески. По сути, родилась новая группа, даже название придумано – Nevio.Это действительно мой первый акустический концерт. До этого времени я просто радовался за замечательных западных и наших музыкантов, которые себе позволяли такие проекты, потому что это самое живое обращение артиста к своему слушателю, зрителю. Ведь акустические инструменты со своими вибрациями, колебаниями – это самое близкое человеческому уху и душе звучание. Причем не только человеку. Мне очень нравится подлинная история о том, как на одной британской ферме коровы внезапно перестали давать молоко. Специалисты определили, что животные явно пережили шок. Начали размышлять, что бы это могло быть, и наконец, вспомнили, что по соседству был устроен опен-эйр – летний рок-фестиваль, на котором несколько дней громыхали и кричали рокеры, чего тонкая душа коров просто не перенесла…– Пришлось пустить в расход тех коров?– Нет, вылечили. Их спасли специалисты по музыкотерапии, которые лечили коров музыкой Вивальди. Оказывается, с древнейших времен люди изучают и ценят воздействие музыки на все живое. Вот и я очень хотел бы благотворно воздействовать своей новой акустической программой на души слушателей. – Из чего будет состоять ваша «Музыка души»?– Концерт откроет песня «Душа», что была написана в далеком 1984 году, но никогда не исполнялась со сцены. Композитор Вадим Бурков, стихи написал Марк Лисянский (автор великой песни «Утро красит нежным цветом стены древнего Кремля»). Прекрасные авторы, отличная песня, но все как-то не находилось ей места в моих программах, а вот в акустике – нашлось, да еще на открытии концерта. Я убежден – все не случайно. По крайней мере все, что происходит со мной.Прозвучат несколько романсов, и в моем концерте появится гость – великолепная певица Виктория Вита, которая работает в стиле «этника». Затем мы дуэтом споем балладу Шарля Азнавура «Вечная любовь». Прозвучат и песни военных лет. И не только, потому что грядет 65-летний юбилей Победы, а просто потому, что весной душа просит таких ярких, мелодичных песен, какие рождались в военную пору. Найдется в концерте и место для акустических версий песен «Битлз», «Дип Пепл» и других рок-классиков. Спою свои старые хиты – в новом осмыслении. Будет и блок татарских песен. Спою кое-что из джаза, из «латино». Мне будет помогать вокальная группа «FEEL’АРМОНИЯ». Ну, всего не перескажешь.– Этот концерт привязан к какой-то дате, юбилею?– В том-то и дело, что нет. Это просто моя мечта.– Может быть, спонсоры расщедрились и вы решили спеть в их честь?– О чем вы говорите… Я влез в долги, и не факт, что останусь в финансовом плюсе. Это большой, серьезный зал, аренда нынче дорогая, со мной играют высококлассные музыканты, программу пришлось поднимать практически с нуля… Но, поверьте, мне действительно все равно, потому что тут другие мотивы, другие горизонты.– Концерт в ДК имени Горького будет снят на видео?– Сейчас другие времена, и концерт будет транслировать Первый интернет-канал. Он вещает на весь мир, так что концерт смогут увидеть в прямом эфире не только петербуржцы, но и мои поклонники во многих городах и странах. Вместе с очень хорошим звукорежиссером Сергеем Ковковым мы сделаем многоканальную запись, а затем сведенную аудиоверсию концерта хотим издать на диске. Но сначала выложим в интернет – все для любимых слушателей. – Альберт, с театром «Рок-опера», который не так давно утратил статус государственного, вы продолжаете сотрудничать?– Театра нет, трудовые книжки розданы. Тем не менее мы договорились, что я продолжу с ними сотрудничество, когда театр возобновит свою деятельность в каком-то новом статусе. В начале года мы показали премьерный спектакль – мюзикл «Безымянная звезда» Марка Самойлова. Этот мюзикл создан по мотивам не только одноименной пьесы Михая Себастиана, но и замечательного фильма Михаила Козакова, в котором играют Игорь Костолевский, Анастасия Вертинская. Помните, историю про некоего учителя астрономии, в дом которого забредает красавица… Вот я и сыграл того самого звездочета. Именно сыграл, потому что там можно не только петь, но и роль хорошая по драматическому актерскому материалу.– Вы обладаете уникальным голосом… Но и ведь вам приходится то и дело петь под фонограмму! Таковы законы эстрады…– Я живой вокалист, и большего счастья, чем петь на репетиции, на концерте, для меня нет. И я просто страдаю от того, что иногда приходится выполнять условие телевидения и петь под фонограмму. На телевидении тебе прямо говорят: «Нет! Никакого живого вокала! Только «плюс» («плюсовая фонограмма» – фонограмма с голосом. – Прим. авт.). И такое выступление для меня всегда ломка. А вот когда удается сделать такие живые, акустические концерты, ты чувствуешь себя на седьмом небе. Делаешь свою работу с удовольствием, и вся твоя суть наполняется этим удовольствием. И это настроение передается слушателям. А они тебе возвращают энергию аплодисментами, улыбками, своими просветленными лицами в зале. Кайф!– Вы ведь до последнего момента пели в «Рок-опере» партию Орфея в незабвенной зонг-опере «Орфей и Эвридика»… Сколько всего раз вы выходили на сцену в образе Орфея?– Не помню. Может быть, около тысячи. Было бы интересно подсчитать… Горжусь тем, что за исполнение этой партии советский артист Альберт Асадуллин был удостоен диплома журнала Music Week, его имя попало во всемирные рок-энциклопедии (улыбается). Впервые спел Орфея в 1975-м, и вот мой герой дожил на сцене до 2010-го. То есть моему поющему юноше – 35! Мне очень нравится и острохарактерная роль Джона Кентервиля в мюзикле «Кентервильское привидение» театра «Рок-опера».– Альберт, вы ведь живете за городом?– Да, но совсем недалеко, в 15 минутах езды от станции метро «Ладожская». Рядом с горнолыжным курортом Воейково. С женой и двумя маленькими дочками. Младшей, Алине, на днях исполнилось четыре годика, а старшей, Алисе, в сентябре будет шесть. – Что нового в мире татарской песни, достойным представителем которого вы являетесь (Асадуллин – народный артист республики Татарстан. – Прим. авт.)?– На днях вернулся из Москвы, где на сцене Кремлевского дворца принимал участие в юбилейном концерте Ильхама Шакирова, легенды татарской народной песни. Ему 75, и он в строю.– Вы ведь тоже не мальчик, хотя и молодой папа… Два с половиной года назад отметили на сцене «Октябрьского» зала 60-летний юбилей и продолжаете поражать творческой энергией.– Я вычитал где-то цитату, что мужчина начинает (начинает!) стареть в 80, и с годами все больше верю этому!