Тиль Швайгер: «Мои фильмы – товар штучный»
Известный актер и режиссер считает, что в душе каждого человека бушует маленький пожар – надо только правильно его заснять…
На экраны города вышел новый фильм с самым популярным в наше время немецким актером Тилем Швайгером. Это комедия, и Швайгер лично написал для нее сценарий и лично ее срежиссировал. Ну и в главной роли, разумеется, снялся. Называется все это действо «Красавчик-2».Разумеется, картина рассказывает дальнейшую историю Людо Деккера (Швайгер) – самого обыкновенного парня, который живет с самой обыкновенной девушкой Анной (Нора Тширнер). Это, так сказать, намек, что бывает после того, как в конце сказки появляется титр «…и жили они долго и счастливо…» Страсть, горевшая в первом фильме, поугасла, и быт принялся заедать. И вот тут-то ОНО все и началось – как говорят в выпусках последних известий…– Когда люди понимают, что вроде бы все наладилось, – сказал Швайгер в своем онлайновом интервью, – начинается самое интересное. Ведь к чему-то отношения все-таки ведут – либо к пожару, либо к потопу. Кажется, что с человеком ничего не происходит, но это не так, он просто тлеет где-то в душе. И достаточно слегка подуть, как огонек разгорается с новой силой.– В случае Людо и Анны – это появление их «бывших»?– Да, это самый логичный ход в кино: проверка на прочность. Вдруг проявляется какая-то сногсшибательная дама, которая, оказывается, некогда была подружкой Людо – того самого Людо, который вроде бы просто увалень, хотя и неплохой парень в общем.– Чисто комедийный ход…– Почему? Из этого вполне можно было бы сделать самую настоящую трагедию. Яго стоило только платочек подбросить – и Отелло вспыхнул!– Ну, ваш герой на Отелло не очень-то похож.– Цветом лица? На самом деле в душе у каждого бушует маленький пожар. Главное – правильно его заснять. Для Людо и Анны этот пожар – борьба с малодушием. Потому что только малодушный человек может бросить любимого и отправиться вслед за юбкой или брюками во вполне понятное постельное путешествие, которое, как мы все знаем, заканчивается обычно ничем.– Удержание любви?– Удержание добра в душе. Домашний уют типа супа с клецками – это только форма доброты, проявляемой друг к другу любящими людьми. Тут главное не заплутать и выйти из леса на поляну.– Вы один из немногих немецких актеров и режиссеров, добившихся признания на мировых экранах. Благодаря вам, а также вашим соратникам типа Томаса Яна – международное сообщество узнало о немцах больше, чем из выпусков CNN. Как начиналась ваша международная карьера?– О, это было очень давно – какие-то крошечные роли, я их даже не помню толком. Но потом был «Адреналин» французского режиссера Доменика Отена-Жерара. Вот с него-то, пожалуй, все и началось. Знаете, как это бывает: внезапно по телевизору видишь свою физиономию, вспоминаешь – батюшки, ты ведь в другой стране! И понимаешь, что на тебя смотрят вовсе не твои соотечественники, а совсем другие люди. Я помню, как после «Достучаться до небес» все вдруг стали наперебой меня приглашать в какие-то боевики – польские, например, там был «Бандит», потом Антуан Фукуа снял меня в «Убийцах на замену», и я встретился с Чжоу Юнь-Фатом и Мирой Сорвино. Еще «Поцелуй Иуды»… И все они постепенно стали превращаться в одну большую кашу. Много однотипных фильмов – это неинтересно.– Вы решили «вернуться»?– Да, я понял, что могу потерять корни, и вернулся на родину. Здесь с корнями все в полном порядке, и я моментально обрел почву под ногами. И мне даже захотелось самому снять какой-нибудь фильм. Получился «Белый медведь» – что-то такое с американским налетом, однако очень немецкое. Я пригласил Бенно Фурмана, гениального актера, и мы вместе сыграли этот триллер. Я почувствовал, что дома мне очень хорошо.– Но от международных проектов не отказались…– А зачем? Кино – это интернациональный вид искусства. Мне очень нравилось ездить по всему миру и сниматься у самых разных режиссеров. Но я понимал, что везде от меня ждут только одного.– Чего же?– Чтобы я играл немца.– В «Бесславных ублюдках» вы изобразили, пожалуй, самого невероятного немца, которого только можно сыграть.– Да, сержант Гуго Штиглиц – тот еще фрукт. Немец, отправившийся в крестовый поход против нацистов, – такое мог придумать только Тарантино.– Как вам понравилось с ним работать?– Очень понравилось. Он ужасно интересный человек – по-моему, видел все фильмы в мире и может говорить исключительно цитатами из них. Иногда, бывает, о чем-то с ним болтаешь, а потом соображаешь: господи, да он же сцену из какой-то картины 40-х годов «проигрывает». И тебя в это дело так втянул, что ты сам и не заметил!– На вашем счету, как режиссера, несколько комедий и одна мелодрама. Можно сказать, что вы предпочитаете смех слезам?– Все-таки фильмы штучный товар, и я бы не стал объединять их в категории. По крайней мере, у меня их не такое количество, как у Джеки Чана. Вот о нем можно сказать: этот человек любит сниматься в комедийных боевиках. А я… Нет, бывает, что-то придет в голову, и начинает просто нести – надо быстро-быстро это сделать, чтобы «волна» не ушла. А иногда – мучаешься месяцами. Нет, мои фильмы – товар штучный. – Вам предлагали сыграть в «Спасении рядового Райана». Почему вы отказались?– Там нужно было стрелять в самого Тома Хэнкса! Нет! Этого я себе позволить не мог. Честно говоря, я ведь действительно думал именно об этом: «Ну выстрелю я в положительного Хэнкса, так меня все американские домохозяйки возненавидят!» И решил отказаться.– Ваши дети снимались в ваших фильмах?– Да, в последний я попытался впихнуть всех. Надо было с ними сидеть – их у меня четверо, – и подошла моя очередь их нянчить, а на носу съемки. Пришлось всю компанию на площадку с собой тащить. По-моему, неплохо вышло!..