«Пролетаю как баклан над кормою»
Из-за бюрократических проволочек и изъянов в законодательстве офицеры Балтфлота годами дожидаются получения уже построенных квартир
Из-за бюрократических проволочек и изъянов в законодательстве офицеры Балтфлота годами дожидаются получения уже построенных квартир
На Балтийском флоте в последнее время все чаще дома, построенные для выходящих в отставку офицеров, оказываются незаселенными. Так, в Балтийске на улице Гоголя уже больше года стоят два новеньких здания, оснащенных всеми новомодными приборами учета и даже стеклопакетами. Но в этих комфортабельных домах пока проживают только сторожа.
Чем это вызвано, никто корреспонденту «НВ» объяснить не смог. Возможно, пролить свет на этот парадокс может история капитана 2-го ранга Юрия Зиборова? Он еще три года назад должен был уйти на заслуженный отдых. Но не ушел по одной простой причине – законодательство не позволяет увольнять на пенсию офицера, не обеспеченного жильем, а выделить ему свободную квартиру не дает… закон.
В очереди на долгожданный угол Зиборов числится с 2002 года, причем уже три года значится в этом же списке первым. И хотя в Калининградской области дома для военнослужащих возводятся в последние годы с удивительной скоростью, до последнего времени капитану 2-го ранга получить ключи от новенькой квартиры не светило.
– В очереди восемь лет с ноги на ногу переминаюсь, – рассказал корреспонденту «НВ» о своих перипетиях, демонстрируя документы, военмор. – Каждый раз при распределении жилья пролетаю как баклан над кормою. В результате ни службы, ни пенсии!
Сегодня офицер не берется судить, что является главной препоной, не позволяющей наконец-то обрести долгожданный угол. Ведь основным предлогом для регулярных отказов Зиборову является новая, улучшенная планировка новостроек. Согласно закону «О статусе военнослужащего» одинокому старшему офицеру положено отдельное однокомнатное жилье общей площадью 36 квадратных метров. Ни сантиметром больше, ни сантиметром меньше. Однако то ли данный закон не совсем согласован с новыми проектами домов, то ли строительные СНиПы противоречат некоторым параграфам этого нормативного акта, но в возводимых в последние годы по целевой федеральной программе домах квартиры площадью меньше 40 квадратов не предусмотрены проектами. Эти злополучные излишки и стали камнем преткновения.
– Мне постоянно объясняют, что не положено, – недоумевает офицер. – Мол, жди, может, когда-то и построят квартиру площадью ровно 36 квадратов, тогда и получишь. Потому как, если следовать инструкциям, даже если на флоте жилкомиссия подпишет, в столице этот протокол задробят. Каждый раз кормят обещаниями. Однако, когда задавал вопрос, что дома-то сдаются, квартиры тоже, и в них кто-то заселяется, до недавнего времени следовали пространные ответы. Я уже предлагал решить вопрос кардинально, давайте мне положенные метры, а те, что сверх нормы, я в ипотеку оформлю. Оказалось, и это не положено.
Между тем лишние квадратные метры, которые мешали получить квартиру за время ожидания, стали для того же Министерства обороны в буквальном смысле золотыми. Ведь старшему офицеру, который уже несколько лет находится за штатом и даже не обязан регулярно посещать службу, государство ежемесячно выплачивает денежное содержание – чуть больше 18 тысяч рублей. За три неполных года лидерства военмора в жилищной очереди набежало более 560 тысяч рублей. То есть по 140 тысяч рублей за лишний метр квадратный.
– Распределение жилья – тема больная, находится на особом контроле, и сам механизм прозрачен донельзя, – пояснил корреспонденту «НВ» высокопоставленный офицер в штабе БФ. – Тут не то что квартира – каждый метр под пристальным взглядом. Решение принимается коллегиально жилищной комиссией при штабе. Затем этот протокол отправляется в Москву, где его рассматривают под микроскопом. И если кому-то начисляется лишняя площадь, вопрос один: кто это подписал и на каком основании. Оправдываться, пояснять, что пошел навстречу человеку, лишний раз никому не хочется. Плюс не забывайте об общественном контроле. Попробуйте кого-то отодвинуть, сразу же придется иметь дело с кучей жалоб. А закон мы нарушать не имеем права.
Из-за злополучных излишков офицера несколько лет гоняли по замкнутому кругу. Гоняли бы и далее. Пока умные товарищи не подсказали выход. Подать в суд. В марте, рассмотрев все материалы дела, органы Фемиды вынесли вердикт: выделить офицеру жилье.
– Решение суда для нас обязательно, мы его обязаны исполнять, – заверили корреспондента «НВ» в жилищной комиссии штаба Балтфлота. – Так и до этого поступали. В ближайшее время Зиборов получит протокол жилкомиссии на руки, что является гарантией скорого решения вопроса.
Сам же офицер до сих пор не верит, что квартирная эпопея близится к финалу, и сетует на несовершенство действующего законодательства:
– Знаю как минимум пять своих сослуживцев, страдающих от подобных проблем. А по флоту таких сотни. Неужели каждому их них необходимо обращаться в суд, чтобы решить очевидную проблему?