«НВ» идет к Северному полюсу

Наш корреспондент в составе арктической экспедиции отправился на эвакуацию российской дрейфующей станции

Наш корреспондент в составе арктической экспедиции отправился на эвакуацию российской дрейфующей станцииНачалась операция по снятию со льдины полярников дрейфующей станции СП-37, на которой сегодня находятся 15 человек. Им угрожает опасность. В субботу атомный ледокол «Россия» отшвартовался от причала и покинул морскую базу Росатомфлота в Мурманске. На борту ледокола – 110 членов экипажа и 40 участников экспедиции «Высокоширотная Арктика – 2010». Это одни из лучших специалистов Арктического и Антарктического института (ААНИИ) и курсанты Государственной морской академии имени адмирала Макарова. Кроме того, в состав экспедиции входят девять членов вертолетной группы. Вместе со специалистами в плавание отправился и корреспондент «НВ».

Перед отходом из порта специалисты выбирают канаты и цепи

...Станция СП-37 начала свою работу 7 сентября прошлого года. Полярники выбрали льдину, казалось бы идеально подходящую для длительного дрейфа, в ходе которого можно было бы провести множество научных экспериментов и собрать огромное количество сведений, касающихся, в частности, вопросов изучения изменений климата. Ее размеры (площадь примерно 12,5 на 13 километров и толщина 2–4 метра) позволяли рассчитывать на то, что как минимум год исследования будут продолжаться без перерыва.– На протяжении восьми месяцев станция работала очень успешно, – рассказал корреспонденту «НВ» руководитель экспедиции «Высокоширотная Арктика – 2010» Владимир Соколов. – Но свои серьезные коррективы в наши планы внесло довольно редкое природное явление. Несколько месяцев назад в районе работы СП-37 возник так называемый дрейфоразлом. Иными словами, это огромная ледяная река шириной около 40–60 и протяженностью полторы тысячи километров, ломающая массивный лед. Станция оказалась на ее пути, и с начала марта льдина, на которой дрейфует СП-37, разрушается.

 

Корреспонденту «НВ» удалось увидеть спутниковые снимки, на которых хорошо видно, какие серьезные разрывы образовались в ледяном покрове. Сейчас главную опасность представляют несколько больших разломов, в буквальном смысле слова разрезавшие ледяную равнину, на которой изначально вполне мог бы уместиться европейский город средних размеров. Как отмечают специалисты, активный период замерзания льда в высоких широтах уже прошел и нет никакой надежды на то, что льдина снова замерзнет. Кроме того, по всем прогнозам, ледовое поле станции в летний период развалится и существовать в таких условиях исследователям будет весьма тяжело.

Руководитель экспедиции Владимир Соколов

 

– Чтобы не подвергать жизнь и здоровье полярников опасности, руководство Росгидромета приняло решение снять станцию, – продолжает Владимир Соколов. – Детали операции прорабатывались с начала апреля.

Все необходимое для проведения операции предусмотрено. На борт «России» в течение нескольких дней безостановочно загружали десятки тонн оборудования и техники. Ученые надеются, что операция по снятию товарищей со льдины пройдет успешно и без какого-либо форс-мажора.

– Ледокол полностью готов к продолжительной работе, – отметил капитан «России» Александр Спирин перед походом. – Рейс будет во всех смыслах интересным.

Атомный ледокол «Россия» вышел из Мурманска 15 мая в 21 час 36 минут. Никаких торжественных проводов, а тем более многочисленной толпы на пирсе и грохота духового оркестра, сопровождающих каждое отплытие океанских лайнеров, не было и в помине. Во-первых, миссия у «России» отнюдь не прогулочно-туристическая, работа предстоит очень серьезная. А во-вторых, база атомного флота – не то место, куда может прийти любой желающий. Так что отчалили без всяких фанфар, лишь с соседнего «Ямала» (это ледокол того же класса и проекта, что и «Россия», только построен на 10 лет позже) раздалось несколько протяжных прощальных гудков.

Два шустрых буксира быстро вывели «Россию» из гавани. Интересно, что в этот момент по общероссийскому радио (оно, кстати, является практически единственным источником информации для членов экспедиции) передавали вальс «Прощайте, скалистые горы», в чем некоторые усмотрели своеобразный символ и хороший знак.

В опустившемся на склоны каменистых сопок тумане (картина очень живописная, хоть и несколько мрачноватая) атомный ледокол взял курс на север. К слову, в окрестностях Мурманска до сих пор лежит снег, а 9 мая во время парада, посвященного 65-летнему юбилею Великой Победы, и вовсе не переставая валили снежные хлопья. К моменту отхода «России» от причала погода несколько улучшилась, температура поднялась примерно до 10 градусов и даже на несколько минут вышло солнце. Но по мере продвижения на север температура начала потихоньку падать. Вчера «Россия» достигла полосы льдов, и похолодало уже заметно.

От дрейфующей на льдине станции СП-37 членов экспедиции «Высокоширотная Арктика – 2010» отделяло около 2 тысяч морских миль (примерно 3700 километров). Это расстояние атомный ледокол «Россия» должен покрыть за 7–9 дней. Все будет зависеть от погодных условий и ледовой обстановки.

В течение двух суток судно в сопровождении целой эскадрильи чаек двигалось со скоростью около 18 узлов (это примерно 34 километра в час). За это время при небольшом волнении удалось пройти около 400 миль. Но в дальнейшем скорость, без сомнения, упадет – в зоне толстых льдов ледокол будет двигаться с максимальной скоростью не более 10 узлов. Хотя, по словам Владимира Соколова, прогнозы ледовые специалисты дают оптимистичные – во льдах сейчас образовалось свободное пространство, которое ледокол сможет преодолеть быстрее.

На снятие СП-37, по оценкам специалистов, потребуется не более недели. Но ученые, как рассказал Владимир Соколов, надеются уложиться в пять дней. Члены экспедиции будут работать в три смены. Для курсантов, которым еще не приходилось участвовать в подобных операциях, в понедельник начались занятия, на которых им объясняют премудрости работы в ледовых условиях. Особое внимание во время этих занятий уделяется технике безопасности при работах с использованием вертолета.

Тем временем полярники станции СП-37 стали готовиться к эвакуации сразу же, как узнали об этом решении.

– Коллектив станции занимается разборкой строений, – продолжает Владимир Тимофеевич.

Согласно плану эвакуация будет происходить следующим образом. Атомный ледокол «Россия» подойдет в самую удобную и безопасную для проведения операции точку, после чего специалисты начнут работы. Поднимать на борт технику и оборудование планируется с трех площадок. Определять, какое место для этого подходит больше всего, ученые планируют после вертолетного облета территории.

За несколько часов до отплытия из Мурманска на борт «России» сел вертолет, которым управлял известный петербургский летчик Вадим Базыкин.

– Из Петербурга долетели часов за пять, – с улыбкой сообщил ас корреспонденту «НВ». – Настроение отличное, к работе готовы.

Вертолет закрепили на специальной вертолетной площадке в кормовой части судна толстыми тросами, чтобы во время движения ледокола машину не снесло за борт. К счастью, волнение в Баренцевом море пока очень небольшое, а ветер скоростью 16 метров в секунду особых неприятностей не доставляет. Но северная погода может измениться в любой момент, так что в плане безопасности команда постаралась предусмотреть все возможные варианты. Кстати, участие вертолетчиков на этом не заканчивается. Они будут проводить ледовую разведку и (самое главное) подвозить грузы к месту стоянки ледокола.

Кроме главной задачи – эвакуации полярников с СП-37 – у членов экспедиции «Высокоширотная Арктика – 2010» есть и другие. В частности, они должны провести ряд исследований и экспериментов, из которых особо стоит выделить изучение вопроса ледопрохождения судов в этом районе. Скучать ученым не приходится. Они уже начали готовить оборудование для экспериментов (часть из них будет проведена еще по дороге к месту дрейфа СП-37), например установили метеорологическую станцию. Кроме того, на судне уже объявляли учебную тревогу для проверки знаний всех членов экспедиции в плане их действия в чрезвычайной ситуации…

Корреспондент «НВ» Никита Рубцов на борту ледокола «Россия» за несколько минут до выхода в море

 

(Продолжение следует)

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.