Роман с Украиной не должен закончиться свадьбой

Ох уж эта Украина! С точки зрения геополитики и национального самосознания у России нет более коварной и опасной искусительницы, чем «самостийная» страна-соседка

Ох уж эта Украина! С точки зрения геополитики и национального самосознания у России нет более коварной и опасной искусительницы, чем «самостийная» страна-соседка. Мы так страстно мечтаем о «воссоединении с братским украинским народом», «восстановлении исторической справедливости» и «преодолении самой страшной геополитической катастрофы ХХ века», что забываем о всяких разумных соображениях. Пока у соседей бал правили «оранжевые», мы мучились от ревности и обиды, поддаваясь в пылу праведного гнева на их провокации. А когда в этом году к власти пришли «регионалы» во главе с Виктором Януковичем, мы тут же запрыгали от радости, готовясь растаять в братских украинских объятиях.

Визит Дмитрия Медведева в Киев после знаменитого «Харьковского пакта» все эти триумфаторские настроения только усилил. И основания для радости вроде как есть.

Это и подписание соглашения «газ в обмен на флот» – после которого «панночка» Тимошенко отсалютовала этому документу дымовыми шашками в Раде, да и улетела на помеле. И участившиеся разговоры о соглашении в области атомной энергетики, а также о слиянии «Газпрома» и «Нафтогаза». И согласие концерна «Антонов» влиться в нашу Объединенную авиастроительную корпорацию. Все это, согласитесь, очень приятно. Но дальше-то что? Неужели мы стоим на пороге новой Переяславской рады, после которой Россия и Украина вновь сольются в любовном экстазе?

Стоп. Пора «включить голову» и определиться, чего мы больше всего хотим, – модернизироваться и преодолеть «вековую отсталость» от Запада или же потешить свое геополитическое самолюбие? Если разговоры о модернизации не просто слова, то под эти задачи необходимо выстраивать и свою внешнюю политику. И тогда у России нет иной альтернативы, кроме налаживания отношений со странами-модернизаторами и заключения стратегического союза с США. Ведь «модернизация» – это не следование каким-то абстрактным идеям, а всего лишь подтягивание к «передовым странам», из которых Америка была и остается первой. И надо бы «догнать и перегнать», но не на уровне советского лозунга, а в суровой реальности (как догнала Америку Япония). А затем – перегнать хотя бы на каком-то узком направлении. Например, в автомобилестроении или электронике. Словом «учитель, научи ученика, чтобы было у кого потом учиться». Так было в 1940–1950-х в Европе с планом Маршалла. Так было в оккупированной Японии 1950-х и в Южной Корее с американскими базами. Так было в 1990-е даже в политически абсолютно независимом от США коммунистическом Китае, чей головокружительный подъем у нас подается как пример для подражания.

Если мы хотим сделать выбор в пользу модернизации, то тогда сближаться с Украиной можно будет лишь до определенного предела. «Крутить романы – пожалуйста, но жениться – ни за что на свете!» – таков должен быть девиз нашей политики на украинском направлении. Ведь Украина – это гигантский «пирог», который мы никогда не переварим. Но из которого мы можем выковыривать самые вкусные «изюминки». Поглощение заводов «Антонов», совместные проекты в атомной энергетике – почему бы нет? Но вот мечты о поглощении Украины и взятии под свое державное крыло «бедных украинских родственников» нужно как можно скорее забыть. И на то есть целый букет причин, причем достаточно веских.

Во-первых, с точки зрения модернизации воссоединение с Украиной нам ничего не принесет. Ведь, помимо Днепропетровского ракетного завода и завода «Антонов», на ее территории совсем нет наукоемких производств. Незалежная с ее деградирующей промышленностью и вымирающим населением – это целый букет наших российских бед, только в более дикой редакции.

Во-вторых, политическое сближение с Украиной, втягивание ее в Таможенный союз, ОДКБ или какие-то еще структуры могут спровоцировать новую холодную войну с Западом. И зачем тогда ему помогать нам с модернизацией? Да ни за что на свете! Запад готов допустить лишь экономическое сближение Украины и России – для того, чтобы Москва в приступе братской любви начала платить западным странам по украинским счетам. Но слишком тесный политический альянс Москвы и Киева – это для Европы уже слишком. «Если модернизация вам нужна лишь для того, чтобы натянуть на себя компьютеризированную «атомную перчатку», то помогать вам нет смысла. А если вы хотите преодолеть отсталость и стать нормальной страной вроде Чехии или Испании, то – пожалуйста», – вот логика европейцев, которую мы не можем не учитывать.

В-третьих, в случае воссоединения России и Украины нам придется бороться с сепаратизмом на ее территории. Ведь «западенцы» готовы в буквальном смысле костьми лечь, лишь бы не допустить поглощения Незалежной более сильным соседом. Для них это примерно то же, что для нас оккупация Сибири и Дальнего Востока Китаем. Но даже угольно-стальные бароны Донбасса уже настолько привыкли к независимости, что жертвовать ею вряд ли готовы. Не случайно Янукович изящно отверг идею поглощения «Газпромом» украинского «Нафтогаза», заявив, что объединение возможно лишь на паритетных условиях. Можете себе представить паритетное слияние «Мерседеса» с «Запорожцем»?

В-четвертых, даже если допустить, что «свадьба» с Украиной состоится, то что, собственно, получилось бы для России? А получилась бы цивилизационная катастрофа! Нам пришлось бы брать на содержание 50 миллионов человек и «подтягивать» до российского уровня огромные территории, которые по своей нищете и деградации превосходят большинство субъектов РФ. Что чревато снижением жизненного уровня самой России.

В общем, нам нужно крепко подумать, прежде чем зазывать Украину в свои геополитические объятия. Ведь политика – это искусство грамотно расставлять приоритеты. 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.