Биржа выставлена «на торги»
Что будет со знаменитым зданием на Стрелке Васильевского острова, после того как его покинет военно-морской музей?
Начавшийся переезд Центрального военно-морского музея в отреставрированные Крюковы казармы поставил перед федеральными властями вопрос: кому теперь достанется здание Биржи на Стрелке Васильевского острова? Валентина Матвиенко уже обратилась к Владимиру Путину с просьбой рассмотреть варианты использования памятника. Но пока на него претендует только Эрмитаж.
Ажиотажа вокруг здания не наблюдается: потенциальные арендаторы не стоят в очередь и не закидывают Смольный предложениями. Впрочем, городские власти ажиотажного спроса со стороны бизнесменов и не ожидают – дело в том, что Биржа, входящая в число самых знаковых зданий Петербурга, числится памятником федерального значения и требует при этом капитального ремонта. Вчера Валентина Матвиенко это подтвердила, заявив, что здание нуждается в «незамедлительной реставрации» и что там действительно «очень много проблем». При этом федеральный статус и особое значение здания Биржи диктуют потенциальным арендаторам слишком жесткие условия: ее нельзя переделать, к примеру, под гостиницу или бизнес-центр, а на реставрацию здания могут уйти миллиарды. Судя по всему, эти деньги целиком (или частично – если желающие все-таки появятся) лягут на плечи казны.
По мнению многих экспертов, чуть ли не единственный возможный вариант использования Биржи – открытие художественной галереи или, как предлагает Михаил Пиотровский, центра российской государственной символики. Вчера директор главного музея страны заявил, что в освободившееся здание можно будет перевести соответствующие экспонаты Эрмитажа и открыть здесь геральдический музей с мультимедийным центром. Здесь же можно создать «церемониальное пространство», где будут проходить различные церемонии.
Другое предложение – вернуть старинному зданию его первоначальную функцию, то есть открыть современную биржу – сегодня можно назвать несостоятельным. Первые разговоры об этом появились еще в 1990-х, когда с подобной идеей выступил Анатолий Собчак.
– Я не уверена, что такое решение будет принято, – сказала вчера Валентина Матвиенко. – В городе уже открыта нефтяная биржа. К тому же современная биржа не нуждается в зданиях такого рода. Словом, в ближайшее время мы ждем решения правительства. Но в любом случае это здание сохранится как место общественное, культурное и музейное. И никаких других функций быть не может. Это моя жесткая позиция. Я ее высказала. Она поддержана.
Тем временем, каким бы ни было решение Москвы относительно здания Биржи, переезд Центрального военно-морского музея уже начался.
Вчера в Петербурге эту информацию подтвердил главком ВМФ Владимир Высоцкий. Он также добавил, что расходы по переезду оплатит федеральный бюджет, а в целом он обойдется в несколько миллиардов рублей, и первый транш в размере 950 миллионов уже выделен. Не меньших денег смена места жительства музея стоила и петербургской казне: Крюковы казармы город отреставрировал за свой счет, истратив на это 3,5 миллиарда рублей.
Так ради чего такие траты, если здание Биржи, по большому счету, пока не востребовано? Официальная позиция города такова: ради сохранности уникальных экспонатов и комфортного существования одного из главных музеев северной столицы. Валентина Матвиенко пообещала, что здесь получится очень красивый уголок Петербурга – морской квартал, настоящая жемчужина города.
– Когда мы подняли вопрос о необходимости перевода музея, сколько было противников этой идеи! – вспоминает губернатор. – Говорили: мол, какой-то инвестпроект, опять обижают музей! Мы все это пережили. Как пережили историю с Сенатом и Синодом, когда нас тоже пытались обвинить в немыслимых грехах. Но сегодня мы видим результат!
Так же оптимистично на грядущий переезд музея смотрит и его нынешний руководитель Андрей Лялин. Отреставрированное здание Крюковых казарм позволит представить широкой публике в четыре раза больше экспонатов, в отличие от здания Биржи, где можно увидеть не более 2 процентов от всей коллекции музея. Также здесь появятся кинолекторий и зона кафе.
– Уже в ближайшее время музей заживет полной жизнью! – заявил Андрей Лялин.