Дом с амбициями

На Васильевском острове открылся «Новый музей», который на самом деле музеем не является

На Васильевском острове открылся «Новый музей», который на самом деле музеем не являетсяМузея, который бы занимался исключительно современным искусством во всех его проявлениях, в Петербурге нет. Идеей его открытия буквально бредит весь художественный бомонд. А пока – периодически возникают галереи с таким названием. Вот и в этот раз: на открытие «Нового музея», экспозиция которого составлена на основе коллекции мецената Аслана Чехоева, прибыли сотни людей. Художники, артисты, галеристы, искусствоведы, журналисты… И всех интересовал один и тот же вопрос: «Ужель действительно музей?»

– Если исходить из юридического понимания, то, конечно, это не музей, – практически сразу разочаровал всех Аслан Чехоев. – Другое дело, что мы позиционируем себя как музей с той точки зрения, что это все-таки площадка, которая не занимается бизнесом. То есть мы имеем некую постоянную экспозицию и понимаем, что коллекцию надо пополнять, мы хотим проводить выставки – тематические, персональные – музейного уровня и с подготовкой полноценных каталогов с широким охватом работ художников.

– Это не совсем музей, – вторил Чехоеву председатель комитета по культуре Антон Губанков. – Но у нас в Петербурге, например, есть Музей русской водки, есть Музей шоколада – тоже ведь не совсем музеи. Вообще в принципе надо относиться более либерально к самому понятию музея. В классической интерпретации, конечно, это не музей. Все-таки мне кажется, что это очень важная площадка для взаимодействия с музеями. Например, с Русским музеем, с Эрмитажем, другими музеями города. И здесь возможны разные конфигурации сотрудничества.

Казалось бы, получив разъяснения, многие должны были бы успокоиться и разойтись. Но настолько привлекательна была сама идея «Нового музея», что гости не только остались, но и продолжили дискутировать. Претензии – очевидны: слишком мало пространства, слишком большой крен в пользу живописи, не хватает медиа-инсталляций.

Тем временем прибывающих на открытие художников встречал видеооператор, который записывал их приветствия, поздравления и слова благодарности. Речи в режиме реального времени транслировали на экраны в экспозиционные залы. В самих залах (к слову, их всего четыре: два на третьем этаже и два на четвертом – итого 500 квадратных метров) тем временем становилось душно от обилия посетителей. Часть экспозиции приходилось осматривать в полутьме: ради видеопоказа в презентационном зале был выключен свет.

На данный момент в «Новом музее» выставлены работы  73 художников, большей частью московских (в экспозиции представлены и 15 петербургских художников). Среди авторов двух столиц – Анатолий Белкин, Сергей Бугаев, Олег Кулик, Владислав Мамышев-Монро, Дмитрий Пригов…. Все произведения были приобретены Асланом Чехоевым, коллекция формировалась 20 лет. В будущем постоянную часть экспозиции предполагается сократить, чтобы на освободившейся территории проводить выставки. Вход для посетителей будет стоить 200 рублей, предусмотрены льготы.

Поздравляя горожан с открытием, Антон Губанков рассказал о других проектах, которые в светлом будущем ждут Петербург. В частности, он пообещал «не оставить ни одного крупного инвестиционного проекта без концертного зала или выставочного центра» (речь шла, среди прочего, об Апраксином Дворе и Новой Голландии).

Что же касается главного спора «он или не он», точку в разговоре поставил заведующий отделом новейших течений Государственного Русского музея Александр Боровский:

– Да, это не первый музей: частный, первый, создал Свинин, друг и приятель Пушкина, и тоже на свои деньги, без участия государя императора. Как-то у нас действительно любят рассуждать: музей – не музей. Да музей! Потому что амбиций создавать музеи современного искусства во всех городах много, и в Питере тоже: все планируют музеи, чтобы отбить площадь для ресторана или для бизнес-центра, это все понятные игры. Обычно потом эти темы как-то уплывают. А тут человек все сделал сам, на свои деньги, в своем помещении, и это идеальный случай, я считаю, первый пока что в Питере. Потому что дело ведь не только в помещении и в вещах, но и в концепции: это действительно хорошо осмысленная, отрефлексированная концепция искусства за последние 20 лет.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.