На «Кинотавре» пытаются развести искусство и коммерцию
В Сочи стартовал 21-й открытый фестиваль российского кино
В Сочи стартовал 21-й открытый фестиваль российского кино
На звездной дорожке больше всего аплодисментов и восторгов зрителей досталось двум артистам – Дмитрию Певцову и Дмитрию Дюжеву, а также двум певицам – Жанне Фриске и Глюкозе. Впрочем, они тоже артистки и снимаются в кино. Режиссеров-конкурсантов публика приветствовала вежливо, но сдержанно, их имена пока никому не известны. Достигнув 21 года и став совершеннолетним, «Кинотавр» все больше внимания уделяет дебютантам. Но первая награда на открытии по традиции вручается мэтру. На этот раз приза за вклад в кинематограф удостоился Глеб Панфилов.
Награду Глеб Анатольевич получил из рук Дмитрия Певцова, который считает Панфилова своим крестным отцом в кино. Ведущие церемонии открытия Григорий Добрыгин – звезда фильмов «Как я провел этим летом», «Черная молния» – и красавица Юлия Снигирь представили членов жюри во главе с Кареном Шахназаровым.
– Для меня «Кинотавр» очень важен, – сказал Шахназаров. – Хотя от прежнего и привычного фестивального народа остались только осколки, сверкающие, как бриллианты, вроде Владимира Хотиненко и Юлия Гусмана. Приходят новые люди, появляются новые фильмы, и многие из них очень хорошие. Будем их внимательно смотреть и постараемся отметить самое лучшее.
Получивший в этом году статус президента «Кинотавра» Александр Роднянский представил нового председателя попечительского совета Федора Бондарчука, и вдвоем они прочли приветствия фестивалю от президента и премьер-министра. Затем ведущие церемонии призвали зал принести клятву, что в течение фестивальной недели все гости и участники «Кинотавра» будут говорить о кино исключительно как об искусстве, забыв слова «коммерция» и «бюджет». Впрочем, этим понятиям место на фестивале тоже найдется – завтра в Сочи откроется кинорынок, где покупателям будут предложены как раз рассчитанные на коммерческий успех новые фильмы и проекты. Честь представлять искусство в конкурсе «Кинотавра» выпала в основном на долю дебютантов – их среди авторов 14 конкурсных картин больше половины.
Начинает конкурс молодой режиссер Анна Фенченко картиной «Пропавший без вести», где герой в одночасье теряет всю свою привычную жизнь, работу, семейные связи, пропадает для социума, в котором чувствовал себя вполне защищенным. Странным образом эта тема аукается еще в двух картинах – «Кто я?» Клима Шипенко с Александром Яценко и Жанной Фриске в главных ролях и «Счастье мое» Сергея Лозницы, где снимались неизвестные, но необычайно достоверные актеры. У Шипенко герой обнаруживает себя на железнодорожном вокзале без всяких воспоминаний о том, кто он и что с ним произошло. В фильме Лозницы главный герой – шофер-дальнобойщик, сбившись с пути, подвергается насилию случайных людей и все больше увязает в невозможности выбраться из бескрайних просторов России.
Спорный и очень талантливый фильм известного документалиста и дебютанта в игровом кино Сергея Лозницы ожидают на «Кинотавре» с особенным интересом – после его международной премьеры на Каннском фестивале, наделавшей много шума. Среди участников конкурса и два выпестованных «Кинотавром» режиссера, побеждавших в прежние годы в конкурсе короткого метра. Это Юрий Быков с картиной «Жить» и Дмитрий Мамулия с фильмом «Другое небо» – о мытарствах узбекского пастуха и его маленького сына в Москве.
Москве посвящен фильм, показанный на открытии 21-го «Кинотавра». Следуя мировой моде, появившейся после колоссального успеха картины «Париж, я люблю тебя», продюсер Егор Кончаловский пригласил снять альманах «Москва, я люблю тебя», состоящий из пятиминутных новелл, 17 режиссеров, среди которых он сам, его сестра Екатерина Двигубская, двоюродный брат Артем Михалков, Георгий Параджанов, Вера Сторожева, Мурад Ибрагимбеков, Олег Фомин и другие. Правда, запечатлеть современный срез реальной Москвы в этом глянцевом калейдоскопе не очень-то получилось, зато есть возможность привезти сразу много медийных лиц на открытие главного отечественного фестиваля. За искусство, как уже было сказано, ответит конкурс.