Царское это дело
Петровскую азбуку издали на почтовой марке
В Российском государственном историческом архиве (РГИА) ко дню рождения Петра I (9 июня) в рамках II конгресса петровских городов «Культурные инициативы Петра Великого и современная Россия» при поддержке Фонда имени Д.С. Лихачева открылась историко-документальная выставка «300 лет гражданской азбуки».
Здесь можно увидеть крайне редко выставляющиеся экспонаты: книги, грамоты, рукописи, документы, проследить историю развития книгопечатания в России и эволюцию гражданского шрифта с петровских времен.
Главный экспонат выставки и ее юбиляр – оригинал «Азбуки гражданской со нравоучениями, правленый рукою Петра Великого» от «Лета Господня 1710 Генваря в 29 день». Здесь же можно увидеть и резолюцию самого государя: «Сами литеры печатать исторические и манифактурные книги, а которые подчернены (т. е. зачеркнуты), тех в вышеописанных книгах не употреблять» на «Азбуке гражданской». На каждую букву в азбуке для лучшего запоминания приходилось «важное нравоучение», к примеру, буква «А» иллюстрировалась знаменитым «Аз буки веди», то есть «Я знаю буквы». Этот принцип используют и все последующие азбуки, например представленная на выставке «Детская азбука для самоизучения» 1876 года с забавными рисунками и стихами. А вот детективную историю о том, как нашли подлинную петровскую азбуку, посетители могут узнать во время экскурсии. Впоследствии книга перекочевала в состав Российского госархива из архивов Святейшего синода.
Подлинник «Азбуки» — ее обложка с пометками Петра I – теперь изображен и на почтовой марке. Во время открытия выставки произошло торжественное гашение новой марки. Теперь ее можно будет найти в отделениях Почты России.
Среди экспонатов выставки и подлинные письма Петра I графу Федору Головину и князю Александру Меншикову 1705–1706 годов – образцы скорописи того времени. Судя по крайне неразборчивому почерку государя, личность его была весьма бурной. До сих пор даже специалисты, за редким исключением, не могут до конца прочитать его письма. Мне перевели лишь одну строчку из этих писем: «Сукины сыны!» Что же, сурового нрава был государь! Здесь же можно увидеть и государственную печать императора, охранную грамоту, написанную рукой государя, которая сама по себе является произведением искусства, а также ученические тетради, прописи и другие документы об обучении грамоте как дворян, так и простого народа.
Во времена Петра старославянским владели далеко не все, а чтобы воплощать идеи государя, требовались образованные люди. Следовало дать развитие и сельскому образованию, а значит, нужно было печатать светские книги, в том числе указы, приказы, учебники, доступные широкому читателю. Поэтому и была введена гражданская азбука, которая, кстати, с небольшими изменениями используется до сих пор.
А тогда в типографию при Московском печатном дворе привезли гранки из Амстердама, по примеру которых Иван Федоров отлил новые, а вскоре и в Санкт-Петербурге с образованием Сената учредили свою типографию. Кстати говоря, труд печатника был очень скрупулезным: около одного станка работали 8 человек. Буквы петровской азбуки – округлые по форме, в отличие от квадратных букв старославянского алфавита. Посетителям выставки представляется редкая возможность сравнить два этих шрифта.
Вообще введение гражданского шрифта – важнейшее из петровских преобразований, направленное на укрепление российской государственности, развитие экономики, науки, просвещения. Благодаря легкому, изящному рисунку он стал главным эстетическим элементом оформления книг первой четверти XVIII века и давал в наборе большую экономию времени, увеличивая производительность типографий.
Особенно много стало выпускаться азбук, грамматик и других учебных пособий, среди них знаменитые грамматика Мелетия Смотрицкого и арифметика Леонтия Магницкого, их издания петровского времени можно увидеть на выставке. Вводились эти пособия в школах при типографиях и школах при Сенате и Синоде. Интересно, что перепечатывание текстов Библии со старославянского новым шрифтом длилось около 40 лет, их сверяли с первоисточниками, пока не утвердили в Святейшем синоде и только потом разослали по школам.
Вообще после введения гражданского шрифта в Петербурге открылось много образовательных учреждений: школ, академий. Посетители выставки могут увидеть подлинный императорский указ Екатерины I об учреждении в 1725 году Академии наук, указ Екатерины II о «вольных типографиях» 1783 года, разрешающий открывать помимо государственных частные типографии со словолитнями. Среди других редчайших экспонатов выставки можно увидеть «Регламент Духовной коллегии и прибавления к нему» с пометками Петра I, а также ковчег к Регламенту Духовной коллегии.
Выставка будет работать до 21 июня по будням с 10 до 15 часов по адресу: Заневский проспект, 36.