Наследие горит синим пламенем
За 15 лет в Вологде уничтожили больше сотни памятников деревянного зодчества
За 15 лет в Вологде уничтожили больше сотни памятников деревянного зодчества
Образ Вологды как одного из центров деревянного зодчества теперь не соответствует действительности. Большинство старинных зданий, несмотря на свой статус памятников истории и культуры, уже или разрушены, или превращены в пепелища. А те, что еще существуют, при нынешнем положении дел, скорее всего, в достаточно недалеком будущем разделят их участь. Почему не сберегается наше архитектурное достояние, выяснял корреспондент «НВ».
Процесс вытеснения деревянных домов панельными или кирпичными многоэтажками характерен для всей России. И Вологда, конечно, не исключение. Но шанс сохранить уникальное архитектурное наследие древнего города, официально считающегося ровесником Москвы, все-таки был. Еще в начале 70-х годов прошлого столетия, когда урбанизация стала набирать стремительные обороты, специалисты Центрального научно-исследовательского института градостроительства разработали специальный план по спасению старинных вологодских особняков. В исторической части города планировалось создать пять охранных зон, куда должны были переместить наиболее интересные деревянные здания со всей Вологды (сначала разобрать их по бревнышку, отреставрировать, а потом воздвигнуть на новом месте). Однако подобная инициатива не встретила поддержки ни у властей, ни у населения. Особенно у той его части, что в этих самых домах и проживала.
Не секрет, что большинство деревянных зданий, несмотря на свой охранный статус, для нормальных условий проживания просто непригодны. Покосившиеся стены, огромные щели в деревянном полу, под которым шуршат мыши и крысы, отсутствие нормальных коммунальных удобств, полусгнившая электропроводка – вот типичный «портрет» деревянного дома столетней давности. На его реконструкцию требуются огромные деньги. Такие, что на них можно построить два или три новых здания… А так как сносить такие «охранные» дома не позволяет законодательство, возникла классическая ситуация «ни себе (то бишь – государству!), ни людям»…
Еще в 1980-е по Вологде прокатилась волна самоподжогов деревянных строений. Жильцы, предварительно вынеся все ценные вещи, порой сами поджигали свои покосившиеся дома, дабы поскорее получить квартиры в новостройках. Ну а в 1990-е жечь то, что еще не сожгли, принялись «новые вологодские» – ведь земля в старой части города резко подскочила в цене. Самое парадоксальное, что, по сути, целенаправленное уничтожение деревянных кварталов областной столицы не только не вызвало осуждения у большинства вологжан, но и происходило с их молчаливого одобрения! Социологический опрос пятилетней давности продемонстрировал, что только 10 процентов горожан осознавали ценность деревянного зодчества.
С тем, что корень проблемы лежит в субъективной плоскости, косвенно согласен и председатель Вологодского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Александр Сазонов, автор книги о вологодском деревянном зодчестве «Такой город в России один»:
– Главный враг – равнодушие. В том числе и равнодушие властей, которые думают, как большинство обывателей, более того – попустительствуют такому отношению к нашему архитектурному наследию. Губятся уголки, в которых предполагалось возрождение кварталов с деревянными домами, деревянными тротуарами, где кинематографисты имели бы живые декорации города рубежа XIX–XX веков. Все по инерции говорят о Вологде как о старинном русском городе, но на самом деле его уже нет. Динамика разрушения деревянного зодчества удручающая. С середины 1960-х годов сотни домов в центральной части города снесены. В 1993 году у меня в каталоге было 148 деревянных памятников домостроения. В 1996-м уже 100 с небольшим, сейчас начал ревизию проводить для туристической схемы – осталось едва ли 30 …
Справедливости ради стоит отметить, что за несколько последних лет в Вологде удалось отреставрировать несколько старинных деревянных зданий. Но в основном только там, где чаще всего бывают туристы. Впрочем, в нынешней ситуации именно они, даже больше чем коренные жители, заинтересованы в том, чтобы Вологда как можно дольше оставалась городом с уникальными традициями деревянного домостроительства.
компетентно «Криком делу не поможешь»Андрей Ворошнин, директор Вологодского центра региональной проблематики: – Даже в Вологодской области, 75 процентов территории которой занимает лес, новое массовое строительство деревянных домов в городах – занятие бесперспективное. Особенно в свете нынешних технологий, позволяющих возводить относительно дешевые блочные дома на 30–40 квартир всего за два – два с половиной месяца. Ну а все призывы к сохранению деревянного наследия, обращенные к вологжанам, так и останутся призывами, пока люди наглядно не убедятся, что и деревянные «хрущобы» столетней давности могут быть комфортным жильем. Но для этого придется менять всю «начинку» таких домов, проводить перепланировку, заново делать крыши и кровли. То есть фактически это будут те же дома-новоделы. Но другого пути просто не дано. Можно, конечно, живя в нормальной и благоустроенной квартире, бить себя в грудь кулаком и громко кричать: «Руки прочь от нашего архитектурного наследия!» Но криком делу точно не поможешь. Если все оставить «как есть», уповая на абсолютный запрет каких-либо переделок в старинных особняках, еще через 20–30 лет ветхие и покосившиеся дома просто-напросто рассыпятся в труху.
кстати А палисадов-то и не было!Вопреки знаменитой песне про Вологду-гду, легендарных «резных палисадов» в Вологде нет и, похоже, никогда не было. В северных городах было принято украшать деревянной резьбой наличники на окнах, ворота и декоративные балконы. А вот резьбы на палисадах – заборах или оградах, чаще всего вокруг небольших придомовых земельных участков-огородов (палисадников) – местные краеведы не припоминают. Кстати, в первом варианте знаменитой песни, который, как считается, был написан еще в 1962 году для спектакля «За облаками небо», никакаких упоминаний про «резной палисад» вообще не было. Они появились уже потом и, скорее всего, были включены «Песнярами» просто для рифмы.