«Кино – дело артельное»
В Сочи завершился крупнейший кинофорум России – фестиваль «Кинотавр»
В Сочи завершился крупнейший кинофорум России – фестиваль «Кинотавр»
В Сочи подведены итоги фестиваля «Кинотавр». Гран-при удостоилась картина Светланы Проскуриной «Перемирие». Мудрое решение жюри устроило всех и в самом деле примирило конкурсные интриги крупнейшего отечественного кинофестиваля.
– Для меня это большое событие, – сказала Светлана. – Спасибо моей драгоценной съемочной группе, мы победили все вместе, кино – дело артельное.
Одному из участников «артели» Светланы Проскуриной – молодому артисту Ивану Добронравову – достался приз за лучшую мужскую роль. Сам он не смог присутствовать на церемонии закрытия и вообще на фестивале: у студента 2-го курса ГИТИСа Добронравова в Москве шли экзамены. Свое право быть артистом Иван доказал первой же ролью, еще мальчишкой снявшись в знаменитом «Возвращении» Андрея Звягинцева. У Светланы Проскуриной он играет провинциального парня Егора Матвеева, который плывет по течению своей незатейливой жизни, не слишком осознавая себя и все, что происходит вокруг. Жизненный опыт обрушивается на Егора, когда он становится на время шофером-дальнобойщиком, как и герой фильма «Счастье мое» Сергея Лозницы.
Вообще водители дальних рейсов, которые, пересекая Россию, открывают родную страну с самых неприглаженных и непривлекательных сторон, люди, внезапно потерявшие идентификацию собственной личности, и несчастные гастарбайтеры, оказавшиеся в чужой и враждебной к ним стране, – это основные персонажи конкурсных картин. Сергей Лозница признался, что, хотя и был доволен приемом прессы и публики в Каннах, реакция публики на «Кинотавре» его обрадовала гораздо больше, российские зрители воспринимают фильм более адекватно. То, что иностранцам кажется отвлеченной аллегорией, для русских – узнаваемая реальность. Критики, однако, схлестнулись не на шутку: споры вокруг фильма Лозницы грозили перейти в серьезные столкновения, но и тут перемирие было достигнуто, и «Счастье мое» получило приз Гильдии киноведов «Белый слон».
Приз за лучший дебют вручили Анне Фенченко за экзистенциальную и то же время сугубо реалистичную драму «Пропавший без вести». Фильмы, где в центре внимания проблемы гастарбайтеров, также не остались незамеченными. Приз имени Григория Горина за лучший сценарий достался минималистски выразительной, необыкновенно стильной и глубокой картине Андрея Стемпковского «Обратное движение», среди героев которой подросток-гастарбайтер.
Сильный и яркий дебют Дмитрия Мамулии «Другое небо» о мытарствах узбекского пастуха, приехавшего в Москву, чтобы отыскать уехавшую на заработки и пропавшую жену, получил всего лишь утешительный приз за лучшую музыку, но в ближайшее время примет участие в конкурсе международного фестиваля в Карловых Варах.
Зрительское кино тоже удостоилось поощрения от жюри. Награду за лучшую женскую роль присудили обаятельной и страстной Марии Звонаревой, сыгравшей в комедийной мелодраме Дмитрия Месхиева «Человек у окна». Фильм задуман и снят как бенефис прекрасного драматического (как оказалось) артиста Юрия Стоянова, но ему призов не досталось. Впрочем, Дмитрий Месхиев уверял, что вообще не предполагал, что его фильм может участвовать в таком серьезном конкурсе и тем более претендовать на призы, он работал исключительно для удовольствия зрителей.
Жюри своим решением примирило интересы зрителей и сторонников авторского непростого кино. Как сказал первый в истории «Кинотавра» иностранный член жюри, отборщик Каннского фестиваля Жоэль Шапрон: «Кино – единый процесс, не надо его дробить, важно увидеть, что происходит в общем потоке».
21-й «Кинотавр» показал зрителям в общей сложности более 100 фильмов, крупнейший российский фестиваль посетили более 5000 гостей, здесь были самые известные и яркие артисты и режиссеры, все крупнейшие деятели отечественного кинобизнеса, активно работал кинорынок. Это был первый «Кинотавр», как подчеркнул на церемонии закрытия министр культуры Александр Авдеев, на котором обсуждалась новая форма кинопроизводства и состоялась бурная дискуссия, к которой необходимо прислушаться.
Стало совершенно очевидным, что финансовая и организационная ноша проведения такого крупного кинособытия не может ложиться на плечи одного человека – пусть это даже такая влиятельная и деятельная личность, как Александр Роднянский (президент «Кинотавра»), который сумел отлично отладить деятельность своей великолепной профессиональной команды. Конечно, такой фестиваль нуждается в гораздо более активной и щедрой поддержке государства. Чтобы у тех, кто делает кино, и тех, кто его смотрит, была полноценная и счастливая киножизнь.