Теперь Эрмитаж и в Выборге
В Ленинградской обрласти открылся Эрмитажный центр
«Быть веселыми, однако ничего не портить, не ломать, не грызть; говорить умеренно и не очень громко, дабы у других уши или голова не заболела; спорить без сердца и без горячности; не вздыхать, и не зевать, и никому скуки и тягости не наносить…» – все эти правила посещения Эрмитажа, составленные Екатериной II, теперь должны соблюдать жители города Выборга. На днях в этом городе, кстати, получившем статус города воинской славы (тоже недавно), открылся Эрмитажный центр.
Открывали его в здании, построенном в 1930-е годы по проекту архитектора Уно Вернера Улберга и расположенном на бастионе Панцерлакс, директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский и губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков. Оба говорили о значении нового проекта для развития города.
Михаил Борисович отметил, что, создавая в этом здании музей, администрация города сохраняет традиции: исторически здесь соседствовали художественная школа и художественная галерея. Особо Пиотровский подчеркнул, что присутствие в Выборге Эрмитажа даст толчок для культурного развития молодежи города: начинающие художники получат блистательные примеры для подражания и сюжеты для своих картин, а все жители города в целом – поближе познакомиться с экспонатами, на которые они бы, возможно, не обратили внимания при посещении главного музея страны – он велик, а времени на его посещение у человека, приехавшего в Петербург на один день, не особо много.
Валерий Сердюков говорил об историческом значении городов Ленинградской области – Выборга, Тихвина и Ивангорода:
– Многих городов России еще не было, а эти уже составили ее славную историю. И сегодня создание таких центров означает возвращение историческим городам их значения.
По бокам лестницы, ведущей на бастион, где расположен центр «Эрмитаж-Выборг», стояли стройные ряды моряков в форме. На площадке перед зданием играл марши духовой оркестр. Перерезав красную ленточку, гости переступили порог нового храма искусства. На первом этаже их вниманию открылась мини-экспозиция «Северная война. Взятие Выборга русскими войсками в 1710 году», а также сувенирный магазин и огромный плакат с изображением роскошного гербового зала Зимнего дворца.
Второй и третий этажи центра заняла выставка «Великая Екатерина». Шикарные платья императрицы, модель памятника ей в сквере перед Александринским театром, модель Медного всадника с позолоченным Петром и встроенными в «гром-камень» часами, многочисленные монеты, портреты, золоченые кубки и подносы… Здесь же выставлена модель Фернейского замка Вольтера, выполненная из бумаги, дерева, стекла, металла и гипса в 1777 году. Эту хрупкую вещь Эрмитаж не предоставил в свое время даже для крупной выставки в Европе – а в Выборг повез.
Экспозицию центра «Эрмитаж-Выборг» дополнила выставка детского рисунка «Мы рисуем в Эрмитаже». Детский взгляд на историю Петербурга, где Екатерина в саду Зимнего дворца отдыхает под пальмами, а Петр I стоит рядом с Кунсткамерой, своей непосредственностью немного разбавил атмосферу строгой торжественности открытия.
После осмотра экспозиции, гости поделились своими впечатлениями. Валерий Сердюков на вопрос корреспондента «НВ», когда в последний раз ему удавалось побывать в Эрмитаже, сначала растерялся:
– Ха, интересный вопрос… – но вскоре вспомнил: – Весной этого года. И вообще, по залам Эрмитажа как с делегациями, так и с внуками я хожу часто. Я не подхожу к Михаилу Борисовичу, мы идем как нормальные посетители по билетам и смотрим картины.
После осмотра экспозиций руководители музея и Ленинградской области навестили соседей музея – художественную школу, где проходила выставка учеников к ее 40-летию.
В ближайшие годы в центре «Эрмитаж-Выборг» запланированы выставки: «Лиможские эмали», «Культура ислама», «Мир кочевников», «Итальянские мастера», «Буддийское искусство», «Двор последнего русского императора Николая II». Также ведутся переговоры с Финляндией о возможности проведения выставки произведений, находившихся в этих стенах до войны и затем разошедшихся по музеям Суоми.