Теплоход соединил Петербург и Новгород
Первый круизный рейс по Волхову совершили воспитанники детского дома
Первый круизный рейс по Волхову совершили воспитанники детского дома
От Соляного причала теплоход отчаливал под песню «Как провожают пароходы». «Господин Великий Новгород» проводить пришли только два человека, оба сотрудники туристической компании «Мир». Больше провожать детей, высыпавших на палубу, было некому. Все они – воспитанники выборгского детского дома «Родничок». «Господин Великий Новгород» отправился в первый в истории круизный рейс «Петербург – Великий Новгород – Петербург».
Вопрос, почему он остановил свой выбор именно на выборгском детском доме, генеральный директор туристической компании «Мир» Валерий Фридман переадресовал Анне Афанасьевой, сотруднику благотворительного фонда помощи детям «Детские домики», координатору программ в Петербурге.
– Выборгский детский дом находится далеко от Петербурга, даже не в Выборге, а в поселке Калинина, – ответила Анна. – Выезжать на экскурсии сложно. Ребята и были-то только на Валааме. Предложенный туркомпанией «Мир» благотворительный рейс полностью совпадал с программой «Мы едем-едем-едем!», которая уже несколько лет реализуется нашим фондом. «Детские домики» нашли средства на питание и привлекли аниматоров.
В детском доме участников круиза не выбирали, не отбирали – взяли всех желающих: 34 ребенка – от 12 до 18 лет. Сопровождали их пять воспитателей и медсестра.
– Какие воспитанные дети! – не преминул отметить один седовласый журналист. – Будь они такие, какими были мы, давно бы уже разнесли корабль по полной программе.
Скучать ребятам не давали не только аниматоры. Двухдневную радиоэкскурсию на всем протяжении пути для них проводил сам руководитель туркомпании Валерий Фридман.
В Старой Ладоге – экскурсия по Никольскому мужскому монастырю и крепости. После отплытия – знакомство с теплоходом. Одну из экскурсионных групп в капитанскую рубку и машинное отделение сопровождал заместитель директора Новгородского клуба юных моряков Аркадий Варухин. Он сын легендарного Николая Варухина, который и создал в 1967 году это уникальное в своем роде, с недавних пор государственное учебное заведение, известное далеко за пределами Великого Новгорода. В команду «Господина Великого Новгорода» входит несколько выпускников клуба, и два десятка курсантов постоянно проходит судовую практику.
– У нас в клубе процентов 85 детей – из неблагополучных семей, – рассказывал Аркадий Николаевич. – Отбора при поступлении нет. Денег ни с кого не берем, одеваем в форму. В клуб принимаются дети с девяти лет, в том числе и девочки. Практически все, кто не отсеялся за шесть лет обучения, поступают в морские и военно-морские вузы. Нынешний капитан «Господина Великого Новгорода» – из первого выпуска. На корабле ребята стоят вахты, учатся жить в коллективе.
Прибытие теплохода в Великий Новгород состоялось утром 12 июня, в День России, в день рождения города. На верхней палубе в одну шеренгу выстроились воспитанники Клуба юных моряков и выборгского детского дома.
На причале – оркестр, среди почетных гостей – губернатор Новгородской области Сергей Митин, мэр города Юрий Бобрышев, сказочные персонажи Садко и Любава.
Каждому сошедшему с корабля вручили «Грамоту памятную, «дабы засвидетельствовать участие в походе ладьи «Господин Великий Новгород» из града на Неве Санкт-Петербурга на родину России в славный город Великий Новгород».
Далее – насыщенная культурная программа: автобусная экскурсия в музей деревянного зодчества «Витославлицы» и пешеходная – по Кремлю; после обеда в ресторане-паруснике «Фрегат Флагман» – интерактивные аттракционы «Питейный двор» (дегустация квасов), «Аз, буки, веди» – уроки письма на вощеных табличках, «Пыточный двор» (без комментариев)... А также «Путешествие в
Х век» – посещение Троицкого археологического раскопа.
– В следующий рейс мы пригласили воспитанников другого детского дома – Никольского, – сказал Валерий Фридман. – Вместе с ними на «Родине России» – так называется круиз – побывают дети из Адмиралтейского района, из неблагополучных семей. А также ветераны, которые сражались на Ленинградском и Волховском фронтах.
из первых уст «Волхов вполне судоходен»Сергей Митин, губернатор Новгородской области:
–Путь, которым вы сегодня пришли к нам, мы хотим сделать традиционным и для большинства россиян приемлемым по ценам. Я не сомневаюсь, что круизы будут пользоваться спросом как у российских, так и у зарубежных туристов.
Конечно, хотелось бы: раз – и с завтрашнего дня пошли бы по Волхову белые пароходы! Но так быть не может. Слишком все запущено, многое надо возрождать. За последние два десятилетия частично пришли в негодность навигационные знаки, надо восстанавливать, но это дело несложное и не затратное. Хуже дело обстоит с подвижным составом. Судов, которые бы соответствовали современным стандартам комфорта, просто нет. Надо заказывать новые – с небольшой осадкой, невысокие. Дно реки, конечно, можно углубить, но мосты – а их на Волхове десять – мы убрать не сможем. А строительство судов – дело не одного дня.
В прошлом году нас вообще отговаривали, заявляли: ходить по Волхову нельзя, туристов привозить нельзя. Были различные легенды, в том числе и такая: Волхов не судоходен! Нас убеждали: углубление дна невозможно – взрывные работы производить нельзя. И хотя серьезных заключений представлено не было, мы понимали, что главное – не нарушить экологию, и пошли по пути более простому – через регулировку уровня воды Волховской ГЭС. Мы заключили договор с Университетом водных коммуникаций, с Федеральным агентством морского и речного транспорта, по нашей просьбе провели исследования и доказали: Волхов вполне судоходен – гарантированная глубина судового хода 1 метр 95 сантиметров, это больше даже, чем в таких реках, как Ока.
Как бы то ни было, суда пошли – в прошлом году пришел первый теплоход из Москвы, сегодня положено начало круизному движению.
из истории вопросаВалерий Фридман, руководитель туристической компании «Мир»:
– Когда-то, до революции, по Волхову ходили пассажирские суда. А вот круизов вообще никогда не было.
Наверняка ходили бы по Волхову круизные суда, если бы Волхов не был мелководен. Самым сложным для воплощения идеи оказалось найти подходящее судно. До революции в России строили, а после – нет. Есть еще два теплохода – «Пирогов» и «Славянов» – в московском пароходстве, которые могут ходить по Волхову. В прошлом году «Славянов» пришел один раз в Великий Новгород, привез 55 пассажиров. Почему он пришел в Новгород раньше нас? Потому, что я, когда искал пароход, подходящий для Волхова, обзванивал пароходные компании и встречался с руководителями. Естественно, обратился и в московское. Естественно, меня спросили: «Зачем он тебе нужен и куда ты на нем собираешься ходить?» И я совершил глупость – сказал, что буду ходить по Волхову.
Как возникла идея благотворительного рейса для воспитанников детских домов? Очень просто. В армии я был секретарем комсомольской организации полка и, когда в 1962 году демобилизовался, пришел в райком комсомола с просьбой посодействовать в трудоустройстве. Меня направили работать в 39-й детский дом, он находился на Васильевском острове. Я отработал там всего 10 месяцев. Почему так мало? Да потому, что министр образования Дубковский заявил на весь мир, что у нас в Советском Союзе нет детей-сирот. И детские дома стали закрывать, а детей-сирот перевели в интернаты. Первое время в интернатах не было даже денег для того, чтобы помыть детей в бане. Бюджеты детских домов предусматривали деньги на баню, а интернатов – нет.
И несмотря на то что прошло столько лет, первая мысль, кому помогать, – помогать детям, у которых нет родителей. Фирма «Мир» обслуживает больше 30 тысяч иностранных и российских туристов в год, и мы можем позволить себе сделать благое дело.