Тропинка еще не натоптана
II Международная Балтийская биеннале открылась в Петербурге в Доме Державина. Накануне вернисажа президент биеннале Михаил Пиотровский заявил о том, что события столь высокого европейского уровня город на Неве еще не видел
II Международная Балтийская биеннале открылась в Петербурге в Доме Державина. Накануне вернисажа президент биеннале Михаил Пиотровский заявил о том, что события столь высокого европейского уровня город на Неве еще не видел.
Многообещающая заявка подтвердилась не совсем. И даже не в смысле количества и качества участников – с этим все прекрасно. Девять стран Балтии и Россия представили имена и громкие, и яркие, и действительно заслуживающие внимания: Наталья Нестерова, Валерий Лукка, Олег Подобед. Много неожиданных работ. Поражает воображение инсталляция финской художницы Каарины Кайронен, где женская обувь разрезана на цветы и «каракатиц». Философские раздумья настигают зрителей у сумрачных эстонских пейзажей. Парадоксальную экспозицию представила группа датчан – картины, графику, скульптуры, инсталляции; в одной из самых благополучных стран Европы художники с упоением разрабатывают темы смерти и жестокости… Успешная художница, датчанка Мария Рубинке, интересно работающая с фарфором, выставляет свои работы в самых престижных залах Франции, Голландии, Швеции. Мария рассказала, что детство провела в маленьком городке Дании, где все было мирно и благообразно. Ее работы сегодня – это вызов благодушности.
– Уколовшаяся шприцем со снотворным красотка хочет проснуться в цветах, и для этого она села в ведро с розами, – рассказывает Мария. – А в этой композиции я показываю, как мечтающая стать Русалочкой девочка стянула с огромной рыбины кожу и натягивает ее на себя. Красивое всегда соседствует со страшным.
Вернисаж собрал не слишком много посетителей. Для молодых зрителей тропинка в Дом Державина, где привыкли к более традиционному искусству, не натоптана. Прибывшие из стран Балтии художники, представители консульств были явно этим озадачены. А рядовые сотрудники музея пожимали плечами: «У нас такое искусство впервые. Вообще мы на прошлой неделе ждали выставку самоваров».
Странный выбор основной площадки для проведения биеннале современного искусства – не один минус. В событии такого уровня главное – атмосфера праздника и неформального общения, а этого не доставало.
Хотя, конечно же, организатору биеннале, директору Музея современных искусств им. С.П. Дягилева СПбГУ Татьяне Юрьевой, истово любящей современное искусство, удалось сделать неимоверно много при почти полном отсутствии денег. Настоящая творческая удача – найти, отобрать интересных авторов, организовать их приезд в Петербург. Тем более жаль, что биеннале может не получить того широкого отзвука, которого заслуживает. «Все деньги крутятся в Москве», – с грустью констатирует Юрьева.
Возможно, свое значение биеннале обретет на обещанных в течение трех месяцев – июне, июле и сентябре – «квадратных» столах, конференциях, встречах художников с общественностью, разговорах о задачах современного искусства. Но для начала не мешало бы повесить у мест проведения растяжки и афиши, которые бы как-то останавливали внимание людей.