«Мы богаты не только углем»

Валерий Будовский когда-то воевал в Чечне, а сегодня руководит шахтерским моногородом

Валерий Будовский когда-то воевал в Чечне, а сегодня руководит шахтерским моногородомГлава Республики Коми Вячеслав Гайзер считает инвестиционную программу Воркуты по диверсификации производства  самой перспективной в РК, и было любопытно узнать о ее деталях из первых уст. Вызывала интерес и фигура самого мэра этого шахтерского моногорода. В недавнем прошлом Валерий Будовский возглавлял воркутинский ОМОН.  Более полугода он провел в опасных командировках в Чечне, а в августе 1996 года был ранен в Грозном. Не каждый чиновник имеет такую боевую биографию…

– Валерий Леонидович, почему вы ушли из ОМОНа?– Это были одни из самых лучших лет в моей жизни. Чувствовать плечо боевого друга, питаться  с бойцами из одного котелка – это особые, незабываемые на всю жизнь мгновения. Никто меня не выгонял, но, как говорится, одолел быт. Я, подполковник милиции,  был вынужден с  протянутой рукой  ходить по шахтам, чтобы найти деньги на очередную командировку ОМОНа,  оплату телефонов или ремонт. Однажды  задал неприятные вопросы тогдашнему министру внутренних дел РК: «Почему командир боевого подразделения милиции должен ставить крыши, ремонтировать служебные машины, искать спонсоров?»  В ответ услышал: «Вы все больше в Чечне находитесь, а здесь не помогаете. Поэтому мне ваш ОМОН…» Так обидно стало! В 2001 году я уволился из милиции.– Скажите как бывший омоновец, что вам не нравится в сегодняшней милиции?– В советские времена люди служили прежде всего за правду и рисковали жизнью, а сейчас многие служат золотому тельцу и рассматривают погоны как кормушку.– Население Воркуты с советских времен уменьшилось вдвое – с 250 до 120 тысяч человек, а в 1990-е годы закрылось более половины шахт объединения «Воркутауголь», обезлюдели пять шахтерских поселков. Куда уехали горняки и их семьи, за чей счет?– Программа переселения шахтерских семей из Воркуты на «материк» появилась 20 лет назад, при закрытии первой из шахт региона  Хальмер–Ю. В те годы из госбюджета в объединение  «Воркутауголь» выделялись средства на переезд людей из  закрываемых шахт в специальный фонд. К сожалению, расселение идет медленно, образовалась огромная очередь из желающих покинуть Заполярье.– На сколько лет она растянулась?– На очереди стоят более 22 тысяч воркутинских семей, и  для них  образовано сразу четыре списка. Последние 3 года движется только самая «быстрая» очередь  – для инвалидов. Непременными  условиями  для включения в списки в нашем городе являются прописка в районах Крайнего Севера до 1 января 1992 года и отсутствие альтернативного жилья вне пределов Воркуты. Функция городской администрации в решении этой проблемы чисто техническая: мы  принимаем документы от  желающих и направляем их в Сыктывкар, где заявки сортируются  по спискам. Очередь идет очень медленно, расселяются по 200–300 семей  в год. В 2010 году право  на переселение получили инвалиды, написавшие заявление еще 15 лет назад! Остальным еще хуже. – Итак, 22 тысячи воркутинских семей живут и работают с чемоданным настроением. Не потому ли в городе смешные цены на недвижимость? Говорят, что двухкомнатную квартиру у вас легко можно купить за 100 тысяч рублей.– Чемоданное настроение есть только у тех, кто собирается переезжать в ближайшее время: у 200 семей, не больше. Остальные потенциальные переселенцы продолжают спокойно работать. А собственность  у нас действительно мало что стоит, хотя с 1995 года  город не ведет строительства нового жилья и объектов социальной сферы. Цены на жилье начнут подниматься только с оживлением экономики и созданием новых предприятий. Предпосылки для этого появились.– 80 процентов вашей промышленности – это шахты, которые формируют 40 процентов доходной части городского бюджета. Дела в угольной отрасли идут не очень хорошо. Что вы предпринимаете, чтобы уйти от монозависимости?– В комплексный инвестиционный план (КИП) развития Воркуты вошли девять проектов с созданием 1000–1200 новых рабочих мест. Все новые производства рассчитаны в основном на создание 50–100 рабочих мест и небольшую по меркам шахтерской отрасли прибыль.  Идея нашего плана проста:  в условиях полярного города открывать новые небольшие производства по переработке местных природных ресурсов из барита, мрамора, отходов угля.– Одним из пунктов диверсификационной программы Воркуты  объявлено развитие туризма. Какие достопримечательности можно посмотреть в заполярном городе, основанном в 1943 году, кроме мест не столь отдаленных? Боюсь, что основными  туристами Воркуты будут бывшие зэки, которые захотят пройтись по волне своей памяти…– Зря иронизируете: про Воркуту слагают песни и пишут книги. Неподалеку от города разбит мемориал, посвященный жертвам сталинских репрессий,  к нему  нередко приезжают гости. У людей есть память, и эту память надо поддерживать. Кроме того, гостиницы нашего города переполнены командировочными, которые приезжают в объединение «Воркутауголь», в том числе и иностранцами. Гости проводят у нас достаточное количество времени, а иностранцы часто просят экстрима. Например,  поездить по тундре на снегоходах и вездеходах, чтобы порыбачить или поохотиться. Ведь неподалеку от нас уральские горы, а зима длится целых 9 месяцев.– Заполярная часть  Коми фактически изолирована от центральной части республики болотными топями, здесь нет автомобильных дорог. Сколько необходимо средств, чтобы их проложить?– Современные технологии позволяют построить автобан даже на болоте, но стоят такие технологии так дорого, что я к ним и не прицениваюсь. Но давайте помечтаем: если проложить полотно хотя бы до Сосногорска, а это 500 километров, и соединить ее с федеральной трассой, экономический интерес к Воркуте и ее природным ресурсам резко возрастет. А без автодорог железнодорожники чувствуют себя абсолютными монополистами и поддерживают высокие тарифы. Например, за перевозку одного личного автомобиля на ж/д платформе из Воркуты в Ухту (700 километров) придется заплатить 30 тысяч рублей. Но люди платят, потому что воркутинцы летом предпочитают уезжать в отпуск на личном автомобиле, чтобы не мучиться с билетами  на южные поезда.– Какую зарплату вы считаете достойной?– На Крайнем Севере – не менее 60 тысяч рублей в месяц.– На дворе – середина июня и белые ночи, а  в Воркуте – около нуля и жарят батареи. Отключают ли их  и сколько платят горожане за непрекращающееся тепло?– Отопительный период в Воркуте длится 306 дней, или полных 10 месяцев. Обогрев жилых домов обычно прекращается в конце июня – начале июля, когда температура повышается до плюс 15. Возобновляется подача тепла обычно в День шахтера – последнее воскресенье августа. Квартплата за двухкомнатную квартиру семьи из трех человек составляет у нас 6–7 тысяч рублей в месяц, и 80 процентов стоимости – составляет плата за тепло. Средняя же зарплата в Воркуте в прошлом году составила 21 тысячу рублей.– Валерий Леонидович, когда население Воркуты начнет не убывать, а прибывать?– В светлом будущем моего родного города я уверен, потому что Полярный Урал – одна из богатейших ресурсных провинций России. Надеюсь, что на севере Коми  будет восстановлена и пограничная зона, а Воркута станет ее форпостом, так как находится всего в 200 километрах от Северного Ледовитого океана. – Каким своим поступком в должности мэра вы гордитесь?– Тем, что Воркута не стала банкротом, хотя в кризис город имел очень много долгов.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.