Виктор Кирьянов: «Водители скутеров будут сдавать на права»
Гость Балтийского пресс-клуба главный госавтоинспектор России пообещал в ближайшее время решить одну из самых острых дорожных проблем
Гость Балтийского пресс-клуба главный госавтоинспектор России пообещал в ближайшее время решить одну из самых острых дорожных проблем. Созданный несколько недель назад на базе Балтийской медиа-группы Балтийский пресс-клуб продолжает принимать высокопоставленных гостей и дает возможность журналистам задавать им любые, порой самые неудобные вопросы. К Виктору Кирьянову, возглавляющему ГИБДД, таких вопросов накопилось особенно много. Говорили о пробках, о VIP-машинах, часто нарушающих правила, о гастарбайтерах за рулем маршруток и о многом другом. Но начали все же с главного – с безопасности дорожного движения…– С 2006 года в России реализуется федеральная программа, – сразу заявил Виктор Кирьянов. – Ее основная цель – в полтора раза сократить число погибших на дорогах и тяжесть последствий от ДТП. Сегодня Госавтоинспекция – это не только инспектор с жезлом, которого вы привыкли видеть на дорогах, а координатор всей работы в сфере безопасности дорожного движения. Есть цифры, которые достигнуты путем реализации этой программы и нашей работы с другими ведомствами (Минтрансом, МВД, МЧС): в 2007–2008 годах рост ДТП в России «остановился», а в 2009-м началось снижение. Это 8 тысяч спасенных жизней!
Снижения смертности на дорогах, как заметил Виктор Кирьянов, удалось добиться, несмотря на рост количества автотранспорта:
– Даже в кризис прирост автопарка в стране составил 1 миллион машин. А до кризиса ежегодно прибавлялось 2 миллиона 800 тысяч. И это нас беспокоит: чем больше автомобилей, тем больше проблем на дорогах.
В 2009 году в России было зафиксировано 53 миллиона нарушений ПДД.
– Это огромная цифра, – признает главный госавтоинспектор. – Сегодня надо сосредоточить все усилия на работе с самосознанием водителя. Вот, например, мы много говорили про пьянство за рулем, усиливали ответственность – и это дало положительный результат: сегодня проблема еще остается серьезной, но с каждым годом количество аварий с участием пьяных водителей снижается.
Далее Виктор Кирьянов перешел к другой не менее важной проблеме, касающейся соблюдения ПДД. Недавно стартовала кампания Госавтоинспекции под названием «Последняя встречная». По данным статистики, сегодня выезд на полосу встречного движения занимает третье место среди причин серьезных ДТП.
– Хотелось бы обратиться к водителям, – сказал гость Балтийского пресс-клуба. – Современные автомобили скрадывают скорость: нам кажется, что мы едем потихонечку, а на самом деле едем быстро, мы думаем, что машина на встречной полосе далеко, а она близко. Акция «Последняя встречная» должна достучаться до каждого водителя – чтобы люди, сидящие за рулем, чувствовали свою ответственность.
И тут у журналистов возник вопрос о машинах с VIP-номерами, которые часто выезжают на полосу встречного движения и становятся виновниками ДТП.
– Я не думаю, что эта проблема стоит так остро, – отметил Виктор Кирьянов.
Главный автоинспектор напомнил, что спецавтомобили действительно имеют особые права. Но, во-первых, они не должны угрожать безопасности дорожного движения, а во-вторых, пассажиры таких авто должны находиться, что называется, «при исполнении». Иными словами, если машина с мигалкой преследует преступников или спешит кому-то на помощь – это одно, а если едет, условно говоря, за пивом – совсем другое.
Виктор Кирьянов рассказал, что в 21 субъекте Федерации уже установлены камеры видеофиксации нарушений, и отметил, что водители спецавто тоже платят штрафы.
– Работа в этом направлении началась, мы постепенно наводим порядок.
…Между тем сегодня нельзя говорить о том, что аварии происходят только из-за водителей.
– С пешеходами трудно работать, – посетовал Виктор Кирьянов. Трудно, потому что у водителей всегда при себе удостоверения, а у пешехода порой даже паспорта в кармане нет.
Еще одна угроза на дороге – мотоциклисты и, главное, скутеры, которые по-прежнему находятся вне правового поля.
– Скоро у скутеров будут и регистрация, и водительские удостоверения, – взорвал информационную «бомбу» Виктор Кирьянов. – После 3 июля мы уже покажем пробные варианты. Проблема скутеров действительно есть, и ее решение затянулось…
В разговоре с главным госавтоинспектором России журналисты подняли и проблему пробок. Суммы ущерба от заторов на дорогах, названные Виктором Кирьяновым, впечатлили: в 2009 году только в Москве экономические потери составили 37–38 миллиардов рублей.
– Из-за того что эта проблема не решена, и появляются акции водителей. Например, «синие ведерки». Нужно думать, как выходить из ситуации.
При этом Виктор Кирьянов отметил, что, стоя в пробке, водители «смотрят на инспектора как на врага», а ведь он часто бессилен – в стране не хватает парковок, стоянок, развязок, то есть объектов инфраструктуры. Причем тут ГИБДД?
У Госавтоинспекции есть и еще одна забота: гастарбайтеры, сидящие за рулем маршруток. Зачастую неквалифицированные работники выгодны для автопредприятий – им не нужно много платить. Но такая экономия оборачивается серьезными последствиями: водители-нелегалы не знают городские маршруты, нарушают правила. Может ли закон поставить своего рода заслон этому явлению?
– Раньше водители автобусов пользовались уважением, хорошо зарабатывали, – напомнил Виктор Кирьянов. – И они были такими дисциплинированными! При нарушениях же их снимали с автобусов. Сегодня все это, увы, ушло. За руль садятся люди, на которых стараются сэкономить.
Гость Балтийского пресс-клуба не только признал, что в этой сфере нужны новые законы, но и заявил, что ГИБДД вместе с миграционной службой над такими законами уже работает.
– Мне бы очень хотелось, чтобы на следующем экономическом форуме в Петербурге одним из вопросов для обсуждения стал вопрос безопасности дорожного движения, – выразил в заключение свое пожелание Виктор Кирьянов. – Ведь экономический ущерб от происшествий на дорогах огромен. Не обсуждая эту тему, трудно будет поднять и экономику.
прямая речь «Мы учим детей, а родители…»Виктор Кирьянов:– То ли мы не хотим соблюдать правила дорожного движения, то ли не можем… 53 миллиона нарушений – это огромная цифра. Мы сделали опрос: половина пострадавших детей получили травмы в салонах автомобилей. Это же по вине взрослых! Если в машине ребенок, они должны быть осторожными вдвойне! Разве они не знают об этом? Знают, но все равно нарушают. И пьяными садятся за руль, и на полосу встречного движения выезжают, и скорость превышают. Сегодня в школах открываются десятки автогородков, классов по изучению основ безопасности дорожного движения, но родители тут же сводят все обучение на нет. Неужели нам постоянно надо бить по голове, чтобы мы не нарушали правила?