«Мы для них не люди!»
Жители Коми, уставшие от постоянных разливов нефти, возмущены, что их виновник получил специальный приз Национальной экологической премии
Жители Коми, уставшие от постоянных разливов нефти, возмущены, что их виновник получил специальный приз Национальной экологической премии
Генеральному директору ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» Азату Хабибуллину был вручен специальный приз Национальной экологической премии имени В.И. Вернадского в номинации «За инициативную, активную поддержку информационно-аналитической и издательской деятельности в области экологии и устойчивого развития». В то же время жители села Колва, возмущенные бесконечными разливами нефти, «наградили» его совсем другой «премией». Они направили на имя президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина письмо с просьбой отозвать у компании лицензию на недропользование.
Как заявил один из членов жюри Национальной экологической премии, нефтяная компания в лице ее генерального директора награждена «за инициативную, существенную и весьма актуальную поддержку той деятельности «зеленой» части гражданского общества, которая создает основу экологического просвещения и воспитания, способствует сбору, анализу и продвижению экологически значимой информации». Трудно сказать, какую «экологически значимую информацию» имело в виду жюри конкурса, но явно не ту, что поведали жители Колвы на своем сельском сходе с участием представителей нефтяных компаний, в первую очередь «ЛУКОЙЛа-Коми». Глава администрации села Колва Ирина Езимова начала собрание с горьких слов:
– Нефть плывет по реке каждый год. Но сейчас ее особенно много, прямо как в 1994 году. Мы не хотим, чтобы коровы вновь приходили с лугов в мазуте.
С не меньшим гневом выступали другие жители села:
– Через наше село по реке стекают все отходы нефтедобывающего производства. Зафиксировано множество фактов разливов. В прошлом году на дебаркадере была полоса нефти толщиной в 25 сантиметров! Это сколько же нефти проплыло по реке?! А сколько плывет в этом году?
– Уже не первую весну по реке Колве плывет нефть. Но в этом году творится что-то уж совсем невообразимое: очень ее много. Поймал третьего мая трех сижков, так есть их невозможно – они воняют бензином. Нашу нефть качают и нас же уничтожают.
– Они считают, что могут только забирать нефть. Мы для них не люди!
Итогом сельского схода стало решение написать письмо президенту и премьеру России, а также начать сбор подписей среди жителей других сел за отзыв лицензии у «ЛУКОЙЛа-Коми».
Письмо было написано и отправлено накануне того приятного для Азата Хабибуллина дня, когда он получал свой приз в президентском зале Президиума Российской академии наук.
Начинается послание с того, что аварии, которые регулярно происходят на магистральном нефтепроводе «ЛУКОЙЛ-Коми», превратились в реальную угрозу для жизни и здоровья сельчан.
Далее упоминается крупнейший в мировой практике нефтяной разлив на магистральном нефтепроводе, который произошел в 1994 году возле Колвы. Нефтепровод тогда принадлежал ОАО «Коминефть». Однако с приходом в Коми в 1999 году «ЛУКОЙЛа» ситуация ничуть не улучшилась.
«Нефть по-прежнему каждой весной плывет по нашей реке Колве и оседает на ее берегах. Рыба из реки пахнет бензином. Трава в нефти. В условиях, когда местное население традиционно занимается рыболовством и разведением скота, нефтезагрязнение больно ударяет по жителям села», – говорится в письме.
В 2010 году, по словам авторов послания, ситуация особенно ухудшилась. В конце января и в феврале на нефтепроводах Усинского нефтяного месторождения произошел прорыв, нефть попала в реку Колва. Печорская природоохранная прокуратура установила, что должностные лица компании не приняли должных мер по локализации и уборке нефтяных загрязнений. А Следственное управление СКП РФ по Коми возбудило уголовное дело по статье «Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов, повлекшие загрязнение окружающей среды». Это, кстати сказать, уже третье уголовное дело, касающееся разливов нефти, происшедших по вине ООО «ЛУКОЙЛ-Коми».
По словам председателя Усинского комитета по охране окружающей среды Татьяны Новоскольцевой, прорывы в «ЛУКОЙЛе» происходят до 80 раз в месяц, а в ремонт нефтепроводов практически ничего не вкладывается. Своевременно, до попадания в реку, выявить разливы невозможно, так как дороги, ведущие к месторождению, закрыты шлагбаумами. При этом сами нефтяники признаются, что также не в состоянии контролировать закрытую от посторонних лиц огромную лесную территорию.
Нарушения со стороны нефтяной компании настолько грубые, крупные и систематические, что жители села не видят другого способа воздействовать на нее, кроме как отозвать лицензию на недропользование. Колвинцы полагают, что нефть должен добывать тот, кто умеет это делать, не нарушая установленных правил, и кто чувствует ответственность перед населением и государством. Новоиспеченный обладатель специального приза Национальной экологической премии им. В.И. Вернадского, по их мнению, явно к таким не относится.
компетентноВячеслав Гайзер, глава Республики Коми:– Необходимо уходить от практики сокрытия информации о чрезвычайных ситуациях. Власти, надзорные органы, население должны знать о происходящем. Считаю, что все недропользователи помимо развития промышленного потенциала должны делать все возможное, чтобы среда обитания оставалась комфортной для живущих и работающих здесь людей.Константин Мальцев, министр промышленности и энергетики РК:– На наш взгляд, наибольший вред окружающей среде наносят аварии на транспортных системах, при которых страдают не только земельные ресурсы, но и водные объекты и животный мир.