Фантастика становится явью

Мы не можем оставаться безучастными наблюдателями бунтов, разбоев и мятежей, что случаются в соседних нам странах

Мы не можем оставаться безучастными наблюдателями бунтов, разбоев и мятежей, что случаются в соседних нам странах.The white man’s burden (бремя белого человека) – известное выражение, пущенное в мир сэром Редьярдом Киплингом.Твой жребий – Бремя белых!Как в изгнанье пошлиСвоих сыновей на службуТемным сынам земли;На каторжную работу –Нету ее лютей, – Править тупой толпоюТо дьяволов, то детей…(Перевод В. Топорова)

Эти строки, сколько я помню, цитировали, когда хотели привести пример «имперского сознания». Нам упорно вдалбливали, что даже Российская империя была всего лишь страшной тюрьмой народов, которые потом почему-то вдруг решили сойтись в «Союз нерушимый республик свободных». Союз, что также в одночасье развалился, когда «Великая Русь» предложила соседям забирать суверенитета, сколько кто утащит в охапке. Взяли помногу, да не все унесли достаточно далеко.

Недавние события в Киргизии показали, что жить без твердой, властной руки наши собратья пока не приучились. Объяснений нынешним погромам можно отыскать несчетное множество. Но кто может толком ответить на главный вопрос: как предотвратить насилия и убийства в будущем? Поставить туда военные гарнизоны? Чьи и в каком объеме? Окажется ли такая мера решительно действенной?

«Сколько рекрут и солдат употреблено… без плода, а конца не видим и по человеческому рассуждению трудно конца ожидать – между такими азиатскими народами мы вмешались. Разве Всевышний силой своей божественной паче чаяния человеческого может согласие или мир между басурманы сделает…» Цитату из доклада князя Алексея Долгорукого, военного и политика середины XVIII века, я отыскал в монографии Олега Никонова об отношениях России и Персии. Но в предисловии к работе историк констатирует, что Российская Федерация сейчас оказалась наследницей не только СССР, но и предыдущего государства, что раскинулось на одной шестой части суши. Российская империя образовалась совсем не случайно и не может развалиться по одному хотению или даже велению.

Мы, недавняя метрополия, обречены на соседство с прежними же провинциями. Англичане убрались на остров, французы, испанцы, немцы, бельгийцы тоже втянули израненные конечности, но как мы можем позволить себе не видеть, не слышать то, что происходит у самых наших границ, почти у порога?! Ведь даже оскорбления узбекам, которыми исчерканы дома в Джелал-Абаде и Оше, написаны на достаточно правильном русском. Закрыть глаза? Заткнуть уши и отвернуться?.. «Сердце мое полно жалости, – медленно сказал Румата. – Я не могу этого сделать…»

Надвигаются времена, когда – перефразируем Вадима Шефнера – явь становится продолжением фантастических книг. Кто успел позабыть – в повести братьев Стругацких «Трудно быть богом» разведчики, посланные Землей, окунаются в страшный мир чужой и далекой планеты. По сути, они перемещаются не в пространстве, а только во времени. Политический и общественный строй Арканара напоминает устройство многих земных государств Темных веков. Почти полвека назад, когда только была напечатана эта работа, читатели помещали свое существование в декорации, выдуманные авторами, и, честно говоря, чаще ощущали себя жертвами, а не прогрессорами. Прогрессорами именуют специальных агентов Земного правительства, которых отправляют на помощь инопланетным цивилизациям. Тем из них, что могут вот-вот совершить социальное самоубийство. Собственно, и последний термин появился у Стругацких только в повести «Жук в муравейнике», где его осмысливает даже не Румата-Антон, а изрядно поднабравшийся опыта Максим Каммерер.

Пора бы и нам повзрослеть. Надо осознать свое место во Вселенной, на планете, на континенте. Конечно, все мы знаем, что слово «прогресс» изрядно пованивает кровью, экскрементами, мылом, сваренным в концлагерях. Но ведь и оставаться в бездействии тоже никак невозможно. «Не смей болтовней о свободе / Скрыть слабость своих плечей…» – продолжал размышлять Киплинг об антиномиях социальной и политической жизни. Эти неразрешимые противоречия мы наблюдаем уже давно. Дважды, трижды на дню мимо моего садового участка проезжают на стареньких велосипедах, проходят быстрым шагом темнокожие люди с одной только просьбой – работы! И понятно, что они не просто желают «подкалымить» на невесту или машину.

Большинство – беженцы, которым нужно прокормить свои семьи. Непорядок, расстройство нормальной жизни в тех странах делаются уже нашими собственными проблемами. Запереть границы накрепко не хватит никаких сил. Да и никому никогда не хватало – вспомним хотя бы «мокрые спины» в Америке. Так называли мексиканцев, что переплывали ночами границу между Мексикой и Техасом. Нет, мы должны осознать бремя существования, которое оказалось на наших плечах благодаря факту рождения здесь и сейчас. Мы принимаем его вместе с разумом, образованием, цивилизацией. Этим факторам мы обязаны своим сносным существованием. А значит, и обязаны приходить на помощь соседям.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.