«Люди там живут, как животные»

Петербуржец Магомет Шапиев уже почти год не может вызволить троих своих детей из поселения общины Виссариона в Красноярском крае

Петербуржец Магомет Шапиев уже почти год не может вызволить троих своих детей из поселения общины Виссариона в Красноярском крае

Жена Магомета – Светлана – статная блондинка, дочь известного художника Николая Онищенко. Отец бросил ее в 8-летнем возрасте, переехав в Сибирь к учителю Виссариону, главе «Церкви последнего завета». К слову, среди членов этой общины все сплошь заслуженные художники или артисты, кандидаты наук, академики. Да и сам глава секты тоже неплохой художник-самоучка. В гости к дедушке в Черемшанку (Курагинский район Красноярского края) Светлана возила своих детей – двоих мальчиков 4 и 8 лет и шестилетнюю девочку.

Отношения в семье Шапиева не складывались. Воспитанному в дагестанских традициях Магомету в этих отношениях важнее всего были дети, на внимании к ним он и был сосредоточен. И не сразу заметил, что жена почитывает какие-то странные книги. В октябре прошлого года Светлана ушла из дома к подруге, а через две недели уехала в Черемшанку, не предупредив супруга.

С тех пор начались мучения Магомета по возвращению детей. Весной отец Данияла, Мариам и Заура вместе со съемочной командой одной телекомпании отправился в Сибирь. Путешественники никому не сообщали о своем приезде, но их повсюду сопровождали «наблюдатели». В Черемшанке незваным гостям рассказывали о прелестях жизни в общине Виссариона (в местной администрации, между прочим, вместо портретов президента висит изображение «учителя»), но ехать в тайгу, где расположен «город Солнца» Тиберкуль, не советовали. Когда настойчивость Магомета взяла верх, съемочную группу попытались завести в одну сторону, а Магомета – в другую. Вовремя сообразив, что происходит, мужчина отправился за журналистами и не дал им потеряться.

В общине Магомету не давали встретиться ни с женой, ни тем более с детьми. Магомету удалось пробраться в новое жилище Светланы, но радости от встречи с детьми он не получил. Малыши оказались напуганными. По словам отца, дети выглядели худыми и бледными.

– Они питаются одной водой и крапивой. Люди там живут, как животные. Непонятно, кто чей ребенок. У отца моей жены уже трое «общинных» детей. Здесь нет ни акушеров, ни других медиков. Если ребенок не выживает после родов, значит, такова судьба.

Магомет понял, что на этот раз детей с собой он забрать не сможет. Обратная дорога тоже оказалась нелегкой. Все происходившее Магомет снимал на свою видеокамеру, а сюжет журналистов с успехом вышел в эфир. Тем не менее дети остаются в тайге и их судьба все еще в руках сектантов. Сейчас Магомет, опасаясь за судьбу детей, направляет запросы чиновникам и в прокуратуру. Петербургский омбудсмен Светлана Агапитова попросила своего коллегу в Красноярском крае разобраться в ситуации. Однако терпение отца однажды может закончиться. Далеко не впервые родственники увлеченных в секту прибегают к похищениям и другим силовым действиям.

К слову, юристы «Церкви последнего Завета» не исключают возможности возвращения детей в семью, если Магомет создаст условия для их проживания и учебы. Но доверия к представителям общины нет: две комнаты на Петроградке – слишком лакомый кусок для сектантов. Кстати, сестру Светланы с ребенком уже выписали из этой коммуналки.

между тем… Не секта, а экополис?

«Город Солнца» – это коммерческое предприятие, и приезжающие сюда со всех концов бывшего СНГ адепты Виссариона активно развивают местную экономику. От членов секты требуется продать квартиры, отдать собственность и, главное, больше никогда не вспоминать об этом. Причем чем больше отбирается у человека, тем более привилегированным он считается. Официально «Церковь последнего завета» не запрещена, а ее деятельность преподносится для внешнего мира как «экспериментальное экологическое поселение экополис «Тиберкуль».

Действительно, нет ничего плохого в проповеди здорового образа жизни и в заботе об экологии. Но не стоит забывать и об идеологической подоплеке учения Сергея Торопа. Это дикая смесь христианства с язычеством и различными учениями нью-эйдж. «Учитель» проповедует, что в Тиберкуле сектанты переживут конец света, который якобы начался в 2003 году и закончится через пять лет. Его учение оправдывает многоженства и самоубийства. К чему это может привести, несложно догадаться. Известный сектовед Александр Дворкин говорит:

– Все это трагически напоминает Джонстаун и «Небесные врата» (американская секта, члены которой совершили коллективное самоубийство. – Ред.). Неужели мы никак не можем научиться на собственных ошибках?

справка «НВ»

«Церковь последнего завета» (секта Виссариона, «Община единой веры») основал Сергей Анатольевич Тороп 1961 года рождения, бывший сотрудник милиции города Минусинска Красноярского края, больше известен под культовым именем Виссарион Христос. Тороп утверждает, что в январе 1991 года принял «крещение» от Небесного Отца, получив новое имя и «благословение» на создание единой объединяющей веры, представляющей собой воплощение всех существующих религий.

Уверовав в его учение, несколько тысяч людей продали свои квартиры в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, передали значительные суммы в кассу организации и переселились в Красноярский край. В июне 1994 года они объединились в «Общину единой веры», в 1995 году она перерегистрировалась в «Церковь последнего завета».

Во второй половине 1994 года инициативная группа последователей Виссариона выступила с предложением создать в Курагинском районе Красноярского края «экспериментальное экологическое поселение». Для этого администрация района выделила из лесного фонда 250 га земли.

В общине практикуется «агрессивная» диета, при которой дети и беременные женщины лишены необходимых питательных веществ, а кормящим матерям даже запрещается кормить детей грудным молоком. По показаниям врачей, имеется несколько случаев истощения фанатичных последователей Виссариона. Практикуются роды в воде (в обыкновенной бочке), не разрешается делать детям прививки, прибегать к медикаментам в случае болезни. Основатель секты подтвердил факты самоубийств среди своих последователей.

По данным руководства «церкви», у нее около 50 тысяч последователей в 83 населенных пунктах РФ и зарубежья. Реальное количество адептов – около 10 тысяч человек, половина из которых проживает в Красноярском крае, а другая занимается прозелитизмом во многих городах России.

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.