«Синдром Чубайса»
В провале попыток модернизации промышленности (во всяком случае – на настоящем этапе) принято винить главу Роснано Анатолия Чубайса
В провале попыток модернизации промышленности (во всяком случае – на настоящем этапе) принято винить главу Роснано Анатолия Чубайса.
Однако должен сказать, что проблема отнюдь не в господине Чубайсе. Точно такие же «чубайсы» рулят инновациями на региональном уровне. По примеру федерального центра правительство Петербурга тоже решило принять свою «Комплексную программу мероприятий по инновационной деятельности на 2008–2011 годы» и выделить под нее деньги. Была создана и структура – Инновационное управление комитета экономического развития, промышленной политики и торговли (ИУК).
Наш Творческий союз изобретателей (Изобретательский центр) это очень обнадежило. У нас в наличии 5–10 процентов, одобренных во всех инстанциях, с гарантированным экономическим эффектом. Это, конечно, не нанотехнологии, но тоже полезные вещи: элеватор тепла с регулируемым соплом, генератор водорода, автономная электростанция с парогазовой турбиной, шагающая инвалидная коляска и т. д., из которых элеватор тепла в 10 раз дешевле, чем ныне используемые в городе устройства.
Мы попытались «пробиться» к деньгам и заказам, для чего я лично прошел десятки кабинетов, участвовал в десятках совещаний, семинаров и выставок. И выяснил, что городские бюджетные деньги идут совсем по другим каналам.
Обратились в венчурный фонд Внешторгбанка (ЗАО «ВТУ Управление активами»). После изучения проектов нам предложили их усовершенствовать, заплатив по 30 тысяч рублей за каждый. И без гарантии, что их примут. На этом все заглохло. Кстати, этому венчурному фонду правительство Петербурга выделило в 2008–2009 годах 200 миллионов рублей, а сейчас его актив составляет 640 миллионов.
В чем же корень бед, почему ни мы, ни сотни других российских ученых и практиков не могут пробиться к деньгам и заказам? Проблемы всего две (если не брать в расчет бюрократию и коррупцию). Первая – привычка всех наших инвесторов к быстрой окупаемости и высоким прибылям. Рентабельность в 10–20 процентов никого не интересует. Ведь есть сферы, где можно, не напрягая мозг, получать 50–100 процентов годовых!
Вторая проблема: привычка всю наукоемкую продукцию покупать за границей.
Тем не менее наступление «эпохи инноваций» в России нельзя отменить, как нельзя отменить, к примеру, наступление весны. У нас подготовлен пакет предложений для экономического блока городского правительства, а отставка бывшего «главного инноватора» Петербурга – заместителя председателя комитета экономического развития господина Фивейского – дает надежду, что эти предложения будут наконец рассмотрены.