Пост сдал, пост принял

Глава Карелии Сергей Катанандов достиг успехов в развитии республики, но проиграл в информационной войне

 

Глава Карелии Сергей Катанандов достиг успехов в развитии республики, но проиграл в информационной войне

В отставку главы Карелии Сергея Катанандова в республике не верили даже не до последнего дня, а до последнего часа. Ничего удивительного: за четыре последних года местные противники губернатора «снимали» его с завидной регулярностью. То и дело в оппозиционных СМИ появлялась информация из анонимных источников о том, что Катанандовым недовольны в Москве, что его увольнение – дело почти решенное. А он сохранял свой пост…

Впервые об отставке карельского руководителя заговорили в 2006 году после печально известных событий в Кондопоге, когда массовая драка между местными жителями и выходцами с Кавказа закончилась убийством двух человек и привела к погромам и беспорядкам, «прославившим» тихий дотоле городок на всю страну. Вскоре после этого действия Катанандова подверг жесткой критике тогдашний президент России Владимир Путин. Его возмутило, что губернатор уехал в отпуск, не дождавшись завершения формирования в Кондопоге новых органов власти, поводом для которого стала произошедшая трагедия. 

– Конечно, в Португалии теплее, но Кондопога для нас важнее, – саркастично отметил тогда глава государства.

Тем не менее Катанандов остался на своем посту, хотя жизнь ему в федеральном центре все-таки усложнили, заменив практически всю верхушку в силовых ведомствах – министра внутренних дел, прокурора, начальника УФСБ – на «варягов» из других регионов. Вскоре после этих назначений Карелию принялись сотрясать скандалы, связанные с возбуждением уголовных дел коррупционной направленности в отношении некоторых высокопоставленных чиновников. Самым громким стало дело бывшего заместителя промышленности и природных ресурсов Валерия Панова, осужденного на 7 лет лишения свободы за получение многомиллионной взятки за незаконную выдачу лицензий на недропользование. Понятно, что на имидже губернатора и его команды подобные истории положительно не сказались.

Масла в огонь подлили постоянные конфликты с мэром карельской столицы Виктором Масляковым и Петрозаводским городским советом. Затянувшаяся война вылилась в обращения с требованием отставки Катанандова, которые в 2007 году народные избранники направили президенту России. На депутатские письма в Москве реакции не последовало, а губернатор, оскорбленный высказанными публично подозрениями в том, что он причастен к созданию коррупционной схемы управления республикой, подал иск в суд о защите чести и достоинства. Процесс Катанандов выиграл: Петросовет обязали отозвать обращение, а в пользу главы Карелии взыскали компенсацию морального вреда в размере 200 тысяч рублей, которые он передал городу на детские сады. Но вот на информационном поле скорее проиграл, дав повод экспертам и федеральным СМИ говорить о противостоянии элит в Карелии и политическом расколе.

Затем, после недолгого затишья, республиканская власть попыталась нанести удар по Виктору Маслякову, инициировав перенесение выборов мэра Петрозаводска с  2010 года на октябрь 2009-го. Однако градоначальник в ответ сделал неожиданный ход: сразу после новогодних каникул, утром 11 января 2009 года, он объявил о своем добровольном уходе с поста. В итоге Масляков переехал работать в Москву, где и ныне трудится в российском правительстве. А выборы пришлось проводить уже через полгода, как предписывает законодательство. Таким образом, Катанандов и его команда оказались в затруднительном положении, фактически лишившись времени на серьезную подготовку своего кандидата, который имел бы неоспоримые шансы на победу.

Ставка была сделана на председателя Законодательного собрания Карелии «единоросса» Николая Левина, которого в ту пору нельзя было назвать очень популярным среди рядовых жителей республики политиком. Конкуренцию ему составил его коллега по депутатскому корпусу, беспартийный бизнесмен и один из наиболее заметных противников губернатора Девлетхан Алиханов, причем конкуренцию настолько сильную, что предсказать исход выборов не брался никто. Но развязка оказалась совсем уж фантастической: Алиханов неожиданно по собственному желанию выбыл из предвыборной гонки, вступил в «Единую Россию», а затем был утвержден региональным парламентом на пост представителя Карелии в Совете Федерации.

Таким образом, с одной стороны, дорога для выдвиженца республиканских властей Левина была расчищена. С другой – Катанандову пришлось смириться со своим давним оппонентом и критиком в качестве соратника-однопартийца. Это казалось настолько труднопредставимым, что многие решили: у губернатора наверняка припрятан какой-нибудь козырь, и сенатором Алиханов не станет. Непозволительно затянувшаяся процедура согласования его кандидатуры в Совете Федерации эти предположения вроде бы подтверждала. Но в итоге Алиханов, хотя и спустя девять месяцев, все же занял сенаторское кресло.

С губернатором же в последние месяцы стали происходить и вовсе странные вещи. На своей традиционной ежегодной интернет-конференции в апреле Катанандов удивил всех, заявив, что, по данным социологических опросов, его работой удовлетворены менее 20 процентов жителей республики.

– Даже ЖКХ людей не так раздражает, как сидящий перед вами человек, – горестно посетовал глава региона.

Правда, при этом, по его словам, объективные показатели доказывают, что в Карелии дела обстоят вовсе не так уж плохо: она стабильно входит в число 30 наиболее развитых регионов России, демонстрирует один из самых высоких в стране посткризисных темпов роста экономики и так далее. Вот только успехи эти с деятельностью руководства региона его жители почему-то не связывают.

Вся эта политическая драма разыгрывалась на фоне подготовки к юбилею республики, на который правительство Карелии возлагало большие надежды. План юбилейных мероприятий был утвержден на самом высоком уровне в Москве, оргкомитет возглавил первый вице-премьер российского правительства Виктор Зубков. Однако сам праздник, отмечавшийся 8 июня, принес неприятные сюрпризы: например, на него не приехали многие из VIP-гостей, чьи биографии тесно связаны с Карелией, – секретарь Совбеза Николай Патрушев и глава МВД Рашид Нургалиев. Что же касается Виктора Зубкова, то он провел в республике лишь несколько часов. Журналисты потом гадали, с чем это связано – с плотным графиком работы высокопоставленного российского чиновника или с чем-то еще? А въедливые наблюдатели отмечали, что в тот день у губернатора настроение было не слишком-то радостным.

Тем не менее информация об отставке Катанандова опровергалась до последнего, а 24 июня сам глава республики заявил «Интерфаксу», что «пока президент не определился, эти слухи несерьезны и беспочвенны». Но спустя неделю, 30 июня, в чиновничьих кулуарах уже с утра принялись витать слухи, что глава государства подписал соответствующий указ. Подогревались они тем, что в этот день в «Белом доме», как называют в народе здание карельского правительства, Катанандова не было. Вечером же кремлевская пресс-служба распространила официальную информацию: Дмитрий Медведев принял отставку губернатора.

Почему это решение было принято именно сейчас и почему Катанандову не дали доработать до марта 2011 года, когда истекает срок его полномочий, остается только гадать. Впрочем, интереснее другое: каким образом теперь изменится расклад политических сил в Карелии? В частности, как будут выстраиваться отношения врио главы республики Андрея Нелидова (который, скорее всего, вскоре займет губернаторский пост на постоянной основе) и Девлетхана Алиханова? Ведь именно ему Нелидов, ранее представлявший РК в Совете Федерации, уступил сенаторскую должность. Но самое главное – будет ли означать приход нового руководителя, с одной стороны очень хорошо знакомого с Карелией, а с другой – имеющего прочные и обширные связи в деловых и политических кругах Петербурга, что у республики появятся новые возможности для развития?

итоги работы сергея катанандова Плюсы

1. За последние 10 лет Карелия удвоила валовой региональный продукт, а объем доходов, собираемых на территории республики, вырос вчетверо.2. По объему бюджетных расходов на душу населения Карелия находится на 18-м месте среди всех субъектов Российской Федерации, опережая Москву, Новосибирск, Архангельск, Краснодар и другие регионы.3. В Карелии действует ряд уникальных для России социальных инициатив, например региональный закон о ветеранах труда, закон о патронатном воспитании.4. Республика, несмотря на низкую плотность населения, а также отсутствие нефти и газа, стабильно входит в число 30 наиболее развитых регионов России, занимая ведущие строчки в рейтингах развития инновационных технологий.5. По исследованиям правозащитных организаций, Карелия является одним из самых либеральных регионов России.

Минусы

1. Карелии так и не удалось преодолеть дефицит бюджета. В 1997 году расходы республиканской казны составляли 2,5 миллиарда деноминированных рублей, а доходы – 2 миллиарда. В 2010 году ситуация не изменилась: расходы бюджета в размере 20 миллиардов рублей по-прежнему превышают доходы в размере 18,5 миллиарда.2. Государственный долг республики за период руководства Сергея Катанандова вырос более чем в 20 раз. К 1 июня этого года он составил более 7 миллиардов 294 миллионов рублей и по сравнению с началом года увеличился на 1 миллиард 218 миллионов.3. Есть сложности с участием в ряде федеральных программ, например по реформированию ЖКХ. Несмотря на достаточно успешную реализацию антикризисных мероприятий, высоким остается уровень безработицы.4. Затянувшееся на несколько лет противостояние республиканской власти с бывшим мэром Петрозаводска Виктором Масляковым, а также оппозиционно настроенным городским советом, в результате которого Сергей Катанандов снискал славу «конфликтного» губернатора. Проблему удалось урегулировать фактически только после вмешательства федерального центра.5. Многочисленные коррупционные скандалы, в которых фигурировали (и фигурируют) высокопоставленные чиновники карельского правительства.

прогноз Карелия ждет списка кандидатов

Карельские журналисты и эксперты соревнуются в предположениях, кто может быть включен в список кандидатов на губернаторский пост. Называются различные известные в республике имена. В первую очередь, конечно, имя временно исполняющего обязанности главы Карелии Андрея Нелидова.

Также наблюдатели не исключают, что в списке могут оказаться нынешний мэр Петрозаводска Николай Левин, а также директор Федеральной службы судебных приставов Артур Парфенчиков, который родился в Петрозаводске. Последнее предположение, впрочем, сомнительно: Парфенчиков уже давно трудится в Москве и вряд ли вернется в Карелию. Как о возможном кандидате говорят и о бывшем мэре Петрозаводска Викторе Маслякове, ныне тоже переехавшем в Первопрестольную.

Однако все это пока что только предположения СМИ. Карельские же политики и партийные лидеры гораздо более сдержанны. Большинство из них предпочитают не делать каких-либо прогнозов до тех пор, пока президент России не внесет в Законодательное собрание Карелии кандидатуру будущего губернатора. «Единороссы» (именно «ЕР» как партия парламентского большинства в Карелии формирует список) отделываются сообщениями, что по поводу кандидатур «идут консультации».

Между тем процедура при соблюдении максимальных сроков может занять больше месяца.

По закону партия большинства в течение двух недель со дня отставки руководителя региона должна определиться с кандидатами на губернаторский пост. Затем в течение десяти дней президент выбирает из них кандидата и уведомляет об этом партию. В течение недели с момента уведомления предложение главы государства должно быть внесено на рассмотрение в Законодательное собрание, которому, в свою очередь, отпущено 10 дней на принятие решения.

При этом последняя очередная сессия Законодательного собрания запланирована на 15 июля. Впрочем, спикер карельского парламента Александр Переплеснин уверен, что, если к этому моменту кандидатура нового губернатора не будет внесена на рассмотрение депутатского корпуса, народные избранники прервут свои отпуска, чтобы собраться на внеочередное заседание. При этом спикер подчеркнул, что сейчас работа парламента продолжится «в спокойном русле».

– У нас на севере вообще люди спокойные, уравновешенные и терпеливые, – сказал он.

прямая речь

Андрей Нелидов, временно исполняющий обязанности главы Карелии:

– Должность временно исполняющего обязанности главы региона не предполагает, что назначенный руководитель станет принимать серьезные кадровые решения. Законодательством это не запрещено, но, на мой взгляд, не совсем разумно.

Сегодня мы не знаем, чью кандидатуру на пост губернатора Карелии выдвинет президент. Можем делать прогнозы, гадать на кофейной гуще, но решение принимает глава государства. В качестве временно исполняющего обязанности я считаю правильным никого не нервировать, не накалять обстановку. И хочу только одного – выполнить поручение президента России и контролировать ситуацию, до того как будет наделен полномочиями новый губернатор.

Поэтому первые документы, которые я подписал на этой должности, касались продления трудовых контрактов с членами правительства республики и сотрудниками администрации. За четыре года, в течение которых я представлял Карелию в Совете Федерации, у меня сложились с большинством из них деловые, дружеские отношения. Их работу я оцениваю как достаточно сильную: регион наш далеко не худший ни на Северо-Западе, ни в России. И в этом, безусловно, заслуга нынешней республиканской власти.

Словом, ситуация в Карелии, на мой взгляд, сегодня не требует принятия каких-либо экстренных мер, в том числе в виде срочных кадровых перестановок. Да, она требует работы, совершенствования, но она не аварийная, не критичная. Хотя, повторюсь, подробные оценки и выводы лучше оставить тому человеку, который в итоге займет пост губернатора.

 

 

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.