Маленькая модель идеального мира
«Как можно не любить футбол?!» – всю прошлую неделю восклицал мой коллега. Лично для меня это вопрос риторический. Потому что в футболе, как, простите за кулинарное сравнение, в бульонном кубике, сконцентрирована вся наша жизнь, в мельчайших ее нюансах
«Как можно не любить футбол?!» – всю прошлую неделю восклицал мой коллега. Лично для меня это вопрос риторический. Потому что в футболе, как, простите за кулинарное сравнение, в бульонном кубике, сконцентрирована вся наша жизнь, в мельчайших ее нюансах. Я вам больше скажу – по тому, что творят на поле 22 человека (не забудем, конечно, и стоящих у кромки поля дирижеров происходящего – тренеров) в течение 90 с хвостиком минут, можно судить, к какой именно геополитической модели взаимоотношений склоняются в настоящее время лидеры крупнейших держав. Да-да, не больше, но и не меньше.
Взять те же чемпионаты мира. Не случайно все мы – больные игрой номер один – пользуемся терминами «немецкий», «английский», «бразильский» футбол, хоть и прекрасно знаем, что мяч у всех одинаковый, правила игры – тоже. А вот, поди ж ты, – англичане как в мировой политике, так и футболе остаются авторитетными законодателями мод, но планетарное лидерство им не светит. Немцы как в Евросоюзе, так и на зеленом газоне действуют с позиции мягкой, но настойчивой силы. Французы, пытающиеся вернуть утраченное влияние хотя бы в масштабах континента, хотя бы благодаря яркому, но с неоднозначной репутацией лидеру, но погрязшие в своих внутренних проблемах.
И вот такие разные сборные встречаются вместе на большом футбольном саммите. С самого начала чемпионат в ЮАР продемонстрировал – карнавала не будет. Планета, уставшая от конфликтов, помудревшая и остепенившаяся, давно склонилась к мысли, что худой мир лучше доброй войны, и теперь пытается жить по системе «сдержек и противовесов». Играть осторожно. Защищая собственную неприкосновенность, но при этом не забывая о своих интересах на чужой территории. И по всему выходило – победить должны немцы, но карнавал пришел в Мадрид.
Испанцы победили изящно, как могут только они. Живущие в стране, где Каталония до сих пор считается чуть ли не отдельным государством, а баски никак не могут склонить голову перед испанским королем. В стране, где, с одной стороны, до сих пор существует самое жестокое развлечение – коррида, а с другой – еще не забыты строгие, почти пуританские католические традиции. Испанцы, как талантливые ученики большой европейской политики, продемонстрировали миру, что нам светит, если и в футболе возобладает та самая система «сдержек и противовесов». Для победы им хватило 8 голов в семи матчах, при этом пять игр испанцы завершили со счетом 1:0. Испанцы как бы вопрошали – так вы считаете, что главное в этой игре защита? Милости просим! И возили, как Иван Сусанин, пресловутую немецкую машину по зеленому газону. Вам нравятся точные пасы и игра в одно касание? Наслаждайтесь! Некоторые матчи испанцев смотрелись как тренировочная «дыр-дыр», в которой нет ворот – главное, мячик пинать. И практически всегда казалось, что игра дается испанцам без усилий, что в нужный момент, измотав и разозлив соперника, они чуть-чуть добавят в атаке и забьют пусть единственный, но достаточный для победы гол.
И еще испанцы показали, что клубный футбол всегда будет сильнее, чем игра сборных, а Лига чемпионов – куда более серьезный турнир, чем чемпионаты мира или Европы. Хитрец Дель Боске не стал, как сеньор Марадона, копаться в кандидатах, он просто взял «Барселону», добавил в нее немного «Реала» и пару игроков из других испанских клубов по вкусу и сварил восхитительный напиток под названием «Чемпионы».
А теперь самое время чиновникам ФИФА, тренерам, судьям задуматься – нужен ли нам такой футбол? Или, может, оставить кесарю – кесарево, а футболу – футболово? В конце концов, это только игра. Которая, как неприжившийся эсперанто, заставляет мир говорить на одном языке. Объединяющая и каталонцев, и басков, и даже евреев с арабами. Маленькая модель идеального мира. Стоит ли ее укладывать в прокрустово ложе современной геополитики?