Эмилия Спивак: «Мне интереснее играть ущербных героинь»
Популярная актриса призналась, что страдает самоедством и не знает, чего хочет в жизни
Популярная актриса призналась, что страдает самоедством и не знает, чего хочет в жизни
Она сегодня одна из самых удачливых молодых российских актрис. Играет главные роли в спектаклях «Отелло», «Синие розы», «Поздняя любовь» в Молодежном театре на Фонтанке, в «Пышке» в МХТ им. Чехова. Счастливо складывается и кинокарьера Эмилии Спивак. Сериал «Тайны следствия» сделал студентку-второкурсницу Санкт-Петербургской театральной академии известной. В течение восьми лет зрители встречались с ее телевизионным персонажем – следователем прокуратуры Евгенией Анатольевной, – успели полюбить милую девушку. Потом была роль Эсфири в нашумевшем фильме «Статский советник» по Акунину, которая возвела Спивак в ранг звездных актрис. При этом Эмилия остается скромной и строгой, прежде всего к самой себе.– Эмилия, скажите, вы когда-нибудь отдыхаете?– Вот сейчас. Почти закончили съемочный период 16-серийного телефильма «Дорогой мой человек» по Юрию Герману. Я там играю антагониста главного героя. Это было очень интересно – окунуться в эпоху 1930-х годов. Но вообще я не люблю долгих остановок в работе – тогда просто не знаю, чем себя занять. Поэтому очень рада, что в августе мы снова продолжим съемки.– Кажется, сегодня оформилась тенденция – возвращаться к советской прозе, к драматургии. Снова с охотой ставят Розова, Арбузова, Володина. – Мне кажется, это всегда увлекательная задача и для режиссера, и для актеров, и для художника – поймать атмосферу времени. И убедить зрителя, что на экране не просто люди, переодевшиеся в костюмы той эпохи, – там царит жизнь с ее ритмом, особыми отношениями, какими-то характерными деталями, присущими этому времени. – Знаю, что вы любите роли отрицательные, хулиганистые. Это оттого, что сама вы в жизни человек положительный? – Да, я положительный человек. Однако в каждой личности присутствуют разные качества, и из себя самой можно многое вытащить. Мне интереснее играть непричесанных, неправильных, даже ущербных героинь. Да и, признаться, положительный образ куда сложнее создать. – Но сегодня в сериалах чаще всего требуется просто проговаривать текст...– Вот это ужасно! Отвратительно, скучно! Ты приходишь на пробы, и режиссер требует: «Ничего не играй. Будь как ты». Я даже не очень понимаю, что значит «как я»? Потому что я бываю очень разная. И проявляюсь совершенно по-разному. Но, как правило, меня никогда не утверждали такие режиссеры, и мне не надо было играть «как я». Я этому только рада. Ходить с каменным лицом и говорить топорный текст потом было бы очень стыдно. Это такая подмена органического существования бытовыми вещами.– Ваш отец (Семен Спивак – художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке. – Ред.) не отговаривал вас от актерского пути?– Нет, папа был очень рад, что я выбрала эту профессию. Мама была не очень «за» – она знает, чего все это стоит. Мама у нас работает женой папы, она устроила его жизнь так, чтобы он занимался только творчеством. В этом ее невероятная мудрость – жены, подруги.– Вы живете вместе с родителями?– Нет, они меня отселили восемь лет назад (смеется). И я так счастлива! Да, мы очень близкие люди и очень любим друг друга. Но когда два года назад в моей квартире делали ремонт и мне пришлось четыре месяца жить с родителями, это было очень напряженно, жарко и остро. Я отвыкла жить с кем-то. По утрам не хочу ни с кем разговаривать. Потом уже ничего, прихожу в норму.– И все-таки одиночество – тяжело или приятно для вас?– Недавно у меня вдруг разрушились все мои представления о том, чего мне на самом деле хочется в жизни. По женской части. В работе все яснее. А тут... Я вдруг перестала воспринимать, что лучше и что хуже для меня, лучше одной быть или с кем-то? – Вы верите, что любовь может быть с первого взгляда?– Я только в такую любовь и верю. В моей жизни только так и было.– А заканчивалось как? Так же быстро или чувство умирало медленно?– Я принадлежу к тому типу людей, которые очень долгое время будут себе и другим доказывать, что это именно то чувство. Я очень сильно привязываюсь к человеку. И мне потом очень сложно рвать отношения. Всегда сложно. И всегда кажется, что это настоящее чувство. Потом понимаешь, что это была какая-то подмена. – А можно ли влюбиться в мужчину «по роли»?– Можно, и это очень страшно. В юности так бывало. И стоило большой крови, душевных мук. Профессию не стоит смешивать с жизнью. Сегодня я от этого бегу. От страсти, которая так вдруг одолеет тебя, что ты не можешь уже работать, что-то разумно воспринимать. Если такое, не дай бог, случится снова, наверное, надо сразу куда-то бежать, закрыться, просидеть полгода – глядишь, и отпустит. – Вы бы хотели родить ребенка? – Мне казалось, что я к этому готова. Но в очередной раз поняла, что планировать что-то глупо. Все в одну секунду может разлететься. В идеале мне, конечно, хочется замуж и много детей. Меня восхищают те женщины, которые рожают не одного и не двух детей. И при этом еще как-то умудряются работать. Как Евгения Добровольская, у которой четверо детей.– Дружить с коллегами получается?– У меня все друзья только из актерской среды. Но с коллегами по работе стараюсь сохранять некоторую дистанцию. Очень близкого человека ты поневоле можешь ранить, обидеть. А когда дистанция – легче удержаться. Боже, и это говорю я, работающая под началом своего отца! (Смеется.)– Действительно сложно работать с отцом?– Мне кажется, мы научились поддерживать отстраненность от семейственных отношений в театре. Я обращаюсь к нему на «вы», по имени-отчеству. И сама иногда смущаюсь и потому стараюсь никак не обращаться. И он сам всячески старается демонстрировать всем, что он не мой отец. – У вас есть тяготение к театральным экспериментам? – Я не очень готова к экспериментам. И не люблю формализм, для меня важнее содержание. И еще я совершенно не могу свободно общаться с публикой. Как, например, актеры Андрея Могучего. Может, лет через десять я тоже от этого буду получать удовольствие, но пока нет. Иногда возникает на сцене чувство полета, свободы, когда удается отпустить себя на всю катушку. Эти секунды свободы – очень большой кайф. Это зависит не от названия спектакля, а от твоего внутреннего настроя. – Вас прославил «Статский советник»… – Я не могу сказать, что этот фильм сделал меня знаменитой. Я не проснулась в одно утро звездой. Вообще в моей жизни все как-то получалось постепенно. И поступательное движение мне нравится. Со «Статским советником» было другое – закончились съемки, и у меня год не было никаких предложений. Вернее, что-то предлагали, но не утверждали. И это было правильно. Бешеная популярность может испортить человека. Много таких случаев, когда у людей сносит крышу и они теряют творческие ориентиры, а потом вдруг становятся никому не нужны.– Самый счастливый период в вашей жизни, он уже прошел или еще впереди?– Надеюсь, что впереди. Я бы не хотела пройти еще раз период института. Это было так трудно, болезненно – выход в мир, в жизнь. Какие-то интриги, сложные отношения с людьми. У педагогов Театральной академии есть задача – открыть тебя, все твои болевые точки задеть, чтобы потом это можно было бы как-то использовать. И взросление, и первая большая любовь – ты открываешься в чувствах и испытываешь такие мучения. Вот этого бы я не хотела! Хотя мне нравится ответственность, самостоятельность. Но при этом я хочу иметь возможность позвонить маме и поделиться чем-то наболевшим. – Как-то посмотрела пару серий фильма «Медвежий угол» – вы там стреляете из ружья, на лошадях скачете – когда научились?– А вот на съемках этого сериала и научилась. Мне надо было попробовать стрелять боевыми патронами – чтобы в кадре моя стрельба достовернее выглядела. Я испытала настоящее потрясение. Куда-то отдало в грудину, в сердце, руки и ноги тряслись. Я поняла, что если от одного выстрела такая реакция, то как вообще людям, а особенно женщинам, в войну приходилось? И не только из ружья – из пулемета строчили! В этом сериале я на конях научилась скакать и со зверьем подружилась – с лисами, лошадью, собаками, волками, олененком. – Что вас удручает в жизни?– Иногда кажется, что живешь как-то не так. Неудовлетворенность есть. Я ужасный самоед. Если я вдруг понимаю, что сделала что-то не так, я себя извожу. Постоянно себя контролирую, считаю, что надо быть очень внимательной к тому, что ты делаешь. На себя надо смотреть со стороны – каким путем ты идешь, о чем думаешь, куда тебя влечет. И так все время. Это очень сложно, от этого устаешь. Но если этого не делать, можно так провалиться куда-то, что и себя не соберешь.