«В Китае матрешку не смогут сделать»

Корреспонденты «НВ» выяснили, где производят традиционную русскую игрушку и пользуется ли она популярностью у иностранных туристов

Корреспонденты «НВ» выяснили, где производят традиционную русскую игрушку и пользуется ли она популярностью у иностранных туристовУ иностранцев есть три любимых русских слова: «матрешка», «балалайка» и «бабушка». Если неравнодушие к последним двум словам остается загадкой, то любовь к симпатичной фигуристой девице в ярком полушалке вполне объяснима. Этот сувенир всегда был брендом России. Увы, сегодня он уже не пользуется повышенным спросом. Причина в том, что традиционная русская матрешка стоит гораздо больше денег, чем хотели бы потратить на нее иностранные туристы. Почему так происходит, выясняли корреспонденты «НВ», побывав на производстве знаменитого русского сувенира и заглянув в сувенирные лавки Петербурга.

В отличие от колокольчиков, магнитов, брелоков и футболок, которые штампуются на китайских фабриках, матрешки делают только в России.

– Поймите, в Китае матрешки просто не смогут сделать, – уверена Полина Волкова, – у них совсем другая культура, традиции, техника. Как они напишут березку и цветочный узор, если китайцы отродясь их не видели? Все-таки традиции остаются традициями. Поэтому такие вещи производят в основном в Москве и Петербурге.

В северной столице таких мастерских не больше десяти. Среди них известное ОАО «Аврора» – мастерская Фищук, где новичков обучают расписывать матрешки бесплатно. 

– В основном у нас работают художники, которые делают это для души, – сказала Наталья Михайловна. – Им просто нравится рисовать, ведь платят за такой кропотливый труд сущие копейки. Средняя зарплата мастера – 5 тысяч рублей, и это при том, что на роспись одной матрешки уходит до двух недель! Из-за этого у нас часто меняются мастера. Минимальная отпускная цена для магазинов у нас составляет 50 евро (1950 рублей), ниже некуда. И поднять стоимость мы не можем: магазины просто не будут покупать продукцию. Конечно, мы делаем и эксклюзивные вещи под заказ, такие куколки в магазинах стоят от 1000 евро (39 000 рублей). Наши матрешки действительно уникальные, их не сравнить с теми, которые делаются в деревнях, где их расписывают за 5 минут и продают мешками по 5 евро за штуку.

Парадоксально, но факт: матрешки, которыми торгуют в Петербурге, закупаются в основном в Москве, и только 5–10 процентов – в Петербурге. Дело в том, что себестоимость наших матрешек, которые делаются в мастерских, на порядок выше. Ясно, что торговцы предпочитают покупать деревянных красавиц попроще, которые делают кустари-одиночки. И это объяснимо – турист скорее купит матрешку за 5 евро, чем за 50.

В результате рынок наводняют низкокачественные сувениры по демпинговым ценам. Со временем такой товар может потрескаться или даже облезть, а часто они еще и плохо складываются.

Знаменитую русскую куклу создают, как правило, несколько мастеров: один пишет «лицо», другой – «сюжет», третий – «платок». На деревянную заготовку (они делаются из липы или березы) сначала наносится карандашный эскиз, который затем покрывается темперной краской. Для создания орнамента на красочный фон наносится поталь – разноцветная фольга для тиснения, а затем более тонкие детали прорисовываются кистью. Когда матрешка готова, ее покрывают лаком, обычно около семи слоев. Каждый слой сохнет сутки. На такую работу уходит 2–3 недели. При этом петербургской техники как таковой не существует, мастера привлекают элементы разных стилей: тут и хохлома, и гжельские мотивы, и даже репродукции эрмитажных картин.

 

спрос Символ туристам не по карману

В Петербурге есть три вида торговых точек для туристов – лавочки под открытым небом, обычные сувенирные магазины и бутики для туристов (пускают только иностранцев). Если матрешка из пяти элементов в уличной лавке стоит 200 рублей, то в сувенирной ее цена достигает 1000 рублей. Эта разница в цене вполне объяснима – аренда магазина обходится на порядок дороже, чем содержание мобильной палатки. Есть и другая причина – производитель. Настоящую матрешку можно купить не дешевле 1000 рублей. Сувенир за 150 рублей, приобретенный в лавке, наверняка окажется подделкой, правда, не китайской, а деревенской. Впрочем, заместитель директора одного из сувенирных бутиков города Полина Волкова уверяет, что в городе практически нет подделок русских матрешек, все они действительно ручной работы.

– Закупочная цена средней по размеру матрешки у нас около 200 рублей, но мы их продаем по цене 600–750 рублей. Наценка зависит еще и от того, как быстро расходится тот или иной товар. Вообще, чтобы «отбить» покупку, наценка в среднем составляет 400 процентов, в зависимости от сувенира, – пояснила Полина Волкова. – Если это брелок за 10 рублей, то на него накрутка может быть и все 700 процентов, все равно его покупают. Если же это, скажем, какая-нибудь эксклюзивная шкатулка и вероятность того, что ее приобретут, довольно низкая, то наценка не превышает 250 процентов.

Ассортимент в палатках меньше, чем в специализированных магазинах, а вот качество товара примерно везде одинаково. Вот только туристы в последнее время деревянным красавицам предпочитают брелки, магниты и флажки. Почему? Ответ прост – они дешевле.

– Как ни парадоксально, но сегодня туристы больше покупают всякую мелочь, чем матрешки, – сказала Полина Волкова. – Хотя для некоторых иностранцев матрешка по-прежнему остается символом, им стыдно побывать в России и не привезти такую игрушку домой. Но все зависит от степени образованности туристов. Есть такие, которые целенаправленно приезжают за чем-то определенным: например, за янтарем или яйцами Фаберже.

Впрочем, большинство иностранцев не знают, что им нужно. Они, как правило, долго бродят по магазину, а потом выбирают дешевый магнитик или брелок, ну в лучшем случае самую простенькую матрешку – благо стоит она всего 4 евро. Оптом же матрешки покупают редко, хотя бывают и такие случаи – штук десять для друзей. И все же встречаются туристы, которые к выбору матрешки подходят со всей серьезностью.

– Одна женщина искала бело-голубую матрешку, чтобы поставить в ванную, рассыпать кругом искусственный снег и получить имитацию  русской зимы со Снегурочкой, – рассказала Полина Волкова. – Но все-таки истинные ценители встречаются редко: 99 процентов покупателей не видят никакой разницы между товаром за 5 евро и за 50, они не понимают, откуда такая разница в цене.

эксперимент «нв» «Вот прайс из ит», или «Сколько стоит»?

Корреспонденты «НВ» убедились, что иностранцам продавцы зачастую называют заведомо завышенную в несколько раз цену на товар. Сначала мы спросили по-русски, сколько стоит маленькая матрешка из пяти деталей, которую продают с лотка у Исаакиевского собора. Продавщица ответила: «200 рублей» – и отвернулась. Другому продавцу мы задали тот же самый вопрос по-английски. Продавщица оживилась и набрала на калькуляторе цифру 30 (в долларах) – то есть около 900 рублей. Заметив недоумение на лице (которое корреспондент «НВ» не смог скрыть), она замахала руками и набрала цифру 10.

альтернатива Шейх купил корзину сувениров

По словам Полины Волковой, самые лучшие покупатели – американцы, жители Латинской Америки и филиппинцы. Последние любят русские народные сувениры, особой популярностью пользуются шали, хотя непонятно, зачем они им нужны. Южноамериканцы обожают меха, для них это показатель статуса, как для азиатов – все яркое, вычурное и блестящее. Но оказалось, что как раз меха и привозятся из Китая, и даже если клиента убеждают, что это сибирская норка, верить не стоит.

– В последнее время хорошо берут яйца Фаберже, причем сразу по несколько штук, – сказала Полина. – Однажды зашел мужчина арабской внешности, в традиционной одежде и направился прямиком к стенду с яйцами Фаберже. Оказалось, это самый настоящий шейх, нефтяной магнат из Эмиратов. Он попросил корзину и стал методично складывать туда яйца, набрал десятка два, каждое стоимостью евро по 200. Но такие случаи, конечно, редкость.

Самые же скупые, по словам представителя магазина, – англичане, немцы. Если немцы все-таки берут в основном недорогие мелочи, то англичане скорее ничего не купят, потому что дешевое не хотят, а на дорогое жалко денег.

опрос «нв» С точки зрения туристов…

Мария и Альваро, Испания:– Мы хотели купить матрешек для племянниц, но сделаем это в другом городе – у нас круиз по Золотому кольцу. Здесь очень дорого.Джонатан и Виктория, Австралия:– Нам нравятся матрешки.  В Австралии их, конечно, тоже можно купить, но они будут китайские. Еще мне очень нравятся платки, думаю, куплю себе и в подарок. Но вообще у нас строгая таможня, ценности нужно обязательно декларировать, поэтому некоторые предпочитают не набирать сувениров, чтобы не усложнять себе жизнь.Линда и Сэм, Великобритания, Лондон:– Мы пока ничего не купили. Присмотрели картину, но за 6000 рублей покупать ее не готовы. Вообще, цены на сувениры в Петербурге высоковаты, но такая ситуация во всем мире, ничего удивительного.Питер и Элизабет, США:– У нас матрешек уже много, мы не первый раз приезжаем в Петербург, здесь растет наша внучка. Были в Москве, муж купил футболку, да и то потому, что попросили. Сам бы не купил, ему показалось, что 10 долларов – много. А мне кажется, нормально, в Штатах пачка сигарет стоит дороже.…и продавцов сувенировНаталья:– Один раз иностранец попросил продать ему одну матрешку из комплекта, состоящего из пяти элементов. Свое пожелание он объяснил просто, мол, зачем ему пять одинаковых матрешек, которые убираются друг в друга. Нужно одну и все! Я ему попыталась объяснить, что смысл как раз в пяти матрешках, он произнес: «Загадочная русская душа» – и ушел ни с чем. Ольга:– Иностранцы берут то, что подешевле, – брелки, значки, магниты. Платки и матрешки берут плохо. Возможно, за границей тоже кризис, как и у нас, не знаю. Однако спрос на мелкие и недорогие сувениры, которые туристы покупают в первую очередь, никто из российских производителей удовлетворить не пытается – львиную долю сувенирного рынка по-прежнему составляют изделия народных промыслов.Ирина:– Мастера отдают свои матрешки перекупщикам, и те уже находят покупателей. И, конечно, далеко не сам автор игрушки оказывается в выигрыше от такой коммерции. Правда, сейчас все больше мастеров находят своих заказчиков напрямую - через интернет. Рыночные цены очень разнятся – от 1000 рублей и до бесконечности. Цена зависит и от сложности рисунка, и от регалий автора.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.