Научный метод

После матча «Зенит» – «Рубин» перебросились парой фраз с Сергеем Фурсенко. Я спросил его, понравился ли футбол на «Петровском» Дику Адвокаату. Президент РФС ответил: «Дику Адвокаату – нет». Я не удивился, честно говоря

После матча «Зенит» – «Рубин» перебросились парой фраз с Сергеем Фурсенко. Я спросил его, понравился ли футбол на «Петровском» Дику Адвокаату. Президент РФС ответил: «Дику Адвокаату – нет». Я не удивился, честно говоря. Главный тренер сборной России, как известно, сбежал с трибуны «Петровского» за десять минут до окончания матча, чтобы успеть в Химки на игру «Динамо» с «Крыльями».

Вполне могу поверить, что Адвокаату нравится другой футбол – более зрелищный, основанный на импровизации высококлассных игроков, прежде всего в атаке. И сосед мой по ложе прессы весь первый тайм бубнил: «Пропала из игры «Зенита» какая-то искра, кураж. Как-то не заводит, как раньше». Все больше я прихожу к выводу, что футбол Лучано Спаллетти – это некая научная разработка. Определенная программа. Сам тренер говорит, что есть два способа добиваться успеха: ждать ошибки соперника и давить на него, заставляя ошибаться. «Зенит» предпочитает второй метод.

Он совершенно отличается от того, что мы видели при Властимиле Петржеле и Дике Адвокаате. К чему многие привыкли. Никаких быстрых голов. Никакого «шампанского и фейерверка», как говорит мой знакомый журналист, много лет проработавший в Италии. Я думаю, для Спаллетти даже голы в футболе не главное. Он с первых дней это повторяет. Главное – работа, работа. И это, конечно, не голая работоспособность и самоотдача. Это работа по определенному плану. Начали в одном темпе. Присмотрелись к слабым местам. Выяснили сильные. Сверились на поле с тем, о чем речь шла на теоретических занятиях (Алессандро Розина рассказал, что «Рубин» зенитовцы изучали с середины недели). И попробовали несколько раз поймать соперника на ошибках. На слабых местах. В конце первого тайма это получилось. Уже не в первый раз. Я думаю, по ходу тайма еще кое-что с тренерской скамейки подкорректировали – с учетом того, что у «Рубина» «сломался» правый защитник и его заменил номинальный полузащитник. Первый гол Кержакова пришел именно с этого фланга.

Но самое интересное началось во втором тайме. «Зенит» не сел в оборону, нет, он стал теснить соперника еще сильнее, прибавив в темпе. Игроки перенесли прессинг в район между центральным кругом и штрафной казанцев. Такой прессинг называется высоким – он не дает игрокам соперника начинать атаку, заставляет ошибаться. Применять такой прессинг может только команда, отлично готовая физически. Примерно так действовала сборная СССР под руководством Валерия Лобановского в матче против Италии на чемпионате Европы 1988 года. Недаром говорили, что многие итальянские тренеры учились у Лобановского.

Так вот, второй гол Кержакова стал закономерным итогом того, что присходило. Он родился не из множества моментов, а из логики игры. «Рубин» устал сопротивляться. «Зенит» задавил его. «Просто перебегали», – сказал после матча Геннадий Орлов. Звучит просто. Но все это не просто. Наука.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.