Как будут строить «Охта-центр»?
Главный инженер проекта раскрыл секреты устройства 400-метровой башни
Главный инженер проекта раскрыл секреты устройства 400-метровой башни
Многих горожан волнуют как инженерные аспекты «Охта-центра» (выдержат ли наши слабые грунты такую махину), так и «патриотические» (звучали опасения, что башня будет на 100 процентов импортной). На эти и другие вопросы ответил главный инженер проекта Андрей Никандров.
Главный вопрос, конечно, о болотистых почвах Петербурга. Действительно, верхние 40 метров почвы в районе намечаемого строительства хотя и не болотистые, но слабые. А глубже 40 метров – на 60 – опускались только метростроевцы, которые прокладывают тоннели в толще так называемых венедских глин, по крепости сравнимых с камнем. Башня «Охта-центра» станет первым в городе сооружением, которое будет опираться на эти твердые глины. Сначала на месте строительства будет вырыт котлован – для этого предстоит поднять 1 миллион кубометров грунта (места его свалки уже определены). Затем в земле будет прорезано около двухсот 80-метровых прямоугольных скважин, которые зальют бетоном. Такие столбы в земле называются барреттами, поверх которых будет залита бетонная пятиугольная плита, на которой и смонтируют башню. Литой фундамент, закрепленный барреттами в толще венедских глин, по инженерным расчетам сможет легко удерживать вес всей башни (332 тысячи тонн), выдерживать сейсмические толчки силой до 6 баллов и напор ураганного ветра.
Технология устройства таких фундаментов в мире известна не первый год, но для Петербурга она в новинку. При этом, хотя для строительства обычных зданий такие фундаменты и не нужны, отдельные элементы этой технологии – те же барретты – могут оказаться полезными даже в типовом строительстве. Например, на намывных территориях, при сооружении мостов, развязок, причалов.
Главная же ценность для петербургских строителей – подробные материалы исследований геологических горизонтов, подземных водных потоков, итоги испытаний образцов, взятых в глубинах грунтов, на прочность и так далее, ведь до этого проектировщики фундаментов не заглядывали так глубоко под землю, а полагались на опыт и удачу. И результаты нередко бывали плачевны.
Еще одно ноу-хау башни – беспрецедентная жесткость ее конструкции. По зарубежным нормам, амплитуда колебаний верхушки 400-метрового здания может составлять 1 метр, по нормам «Охта-центра» – всего 30 сантиметров.
Словом, по оценке Андрея Никандрова, башня проектируется с пятикратным запасом прочности по всем показателям. Она не опрокинется (разве что в случае глобального катаклизма), не осядет и вообще будет одним из самых прочных и надежных сооружений в Европе.
Еще одна красноречивая характеристика проекта – сроки строительства. На устройство одной только подземной части по проекту отводится 28 месяцев, а на весь объект – 92. Подрядчик, правда, хочет сократить время работ до 67 месяцев, но и это немало. Такая неспешность должна стать еще одной гарантией качества работ. Ведь все знают, что бывает, когда дом или дорогу сдают непременно к новому году или какой-то дате.
Другой не менее важный вопрос «к башне» – сколько в ней будет российских материалов и сколько импортных. Потому как строить такой объект, чтобы подкормить зарубежных производителей, было бы непатриотично.
Как уже сообщалось, генподрядчиком строительства выступает дубайская фирма «Араб тек». И это вполне разумно: если отечественные фирмы даже при строительстве обычной дороги умудряются завысить сметы в 5–10 раз по сравнению с европейскими аналогами, то страшно представить, что бы они потребовали за сооружение столь уникального объекта. Но при этом «Араб тек» будет всего лишь управляющей компанией. Работать же на объекте будут российские рабочие и специалисты. Правда, на зарубежной технике. Из материалов же импортными будут металлические конструкции каркаса башни, поскольку российский металлопрокат требованиям проектантов, увы, не отвечает (вероятный поставщик – крупнейший в мире металлургический холдинг «Арселор»). Импортными будут также лифты (скоростных лифтов у нас не делают), пленка для тонирования стекла и всякая прочая мелочовка. Но в целом доля импортных материалов, по словам Андрея Никандрова, составит 15, от силы 20 процентов. Бетон и арматура однозначно будут местными, стекло поступит с нового петербургского завода «Российской стекольной компании», инженерные системы (вентиляция, сантехника) будут сборными, а отделочные материалы может предложить любой производитель.
«Охта-центровцы» намерены и впредь информировать публику о каждом своем шаге и всех деталях проекта.