Дворцовая площадь: святыня или концертная площадка?
Об этом говорили участники круглого стола в Балтийской медиа-группе
Балтийская медиа-группа вместе со знаменитыми петербуржцами пытается определить границы дозволенного на Дворцовой площади и подыскать альтернативную концертную площадку. Глава Эрмитажа Михаил Пиотровский давно добивается отмены музыкальных концертов на площади, потому что это вредит и архитектурным шедеврам, и коллекциям одного из лучших музеев страны. Однако вопрос о судьбе главной площади Петербурга до сих пор остается открытым.
Участники круглого стола:Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа, президент Всемирного клуба петербуржцевПавел Платонов, начальник отдела популяризации объектов культурного наследия комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников культурыЮрий Митюрев, главный архитектор Санкт-Петербурга, первый заместитель председателя комитета по градоустройству и архитектуреВалентин Назаров,генеральный директор Санкт-Петеpбуpгского научно-иссле-довательского и проектного института градостроительного проектированияАлександр Платунов, заместитель председателя комитета по культуреВладимир Лисовский, профессор Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. РепинаИван Уралов, директор института искусств Санкт-Петербургского государственного университетаДмитрий Куракин, председатель комитета по управлению городским имуществомВалентина Орлова, председатель правления Всемирного клуба петербуржцевБорис Николащенко, руководитель первой мастерской бюро генерального плана города комитета по градостроительству и архитектуреЮлия Минутина, координатор движения «Живой город»Михаил Иванов, главный редактор газеты «Невское время»
Михаил Иванов. Очевидно, что Петербургу нужна открытая сценическая площадка. Вопрос в том, почему именно Дворцовая площадь должна быть таковой. Раньше существовала теория о том, что главную городскую площадь, которая стала символом официоза, нужно «расколдовать». Концерты ее демократизировали. И что дальше? Какой теперь у нее статус? Можно ли на ней провести концерт группы, которая играет хэви метал? Многие, наверное, скажут, что нельзя. Тогда другой вопрос возникает: почему нельзя? А если я захочу отпраздновать перед Эрмитажем свой день рождения? Ведь если кто-то проводит мероприятия, почему мне нельзя? Нам нужно найти формат, определить статус этой площади и понять, наконец, что можно на ней делать, а что – нет. Понятно, что архитектура и история Дворцовой нас обязывают. Нельзя исполнять рок-н-ролл в залах Эрмитажа, для этого есть другие площадки. Нельзя устраивать на Дворцовой пивной фестиваль и играть тяжелый рок. Для этого нужно искать другое место. Это может быть и старый заброшенный завод, и намывные территории на Васильевском острове, и площадка, которая освободится после переезда Адмиралтейских верфей. Участники дискуссии предложили нам различные варианты размещения открытой концертной площадки, которые мы также обсудим сегодня.
Михаил Пиотровский. Трагично, что мы должны обсуждать и объяснять, что нельзя делать на Дворцовой площади. Это происходит из-за того, что в массе нет вкуса. Площадь и должна оставаться пустой, потому что она, как произведение архитектуры, воспитывает вкус. Конечно, есть и другая сторона вопроса. Городские власти видят большую площадь в центре города, по которой не ходит транспорт, и хотят ее использовать. Одна из проблем заключается в том, что в городе нет стадиона, где можно проводить концерты. Большая часть того, то проходит на Дворцовой, должна проходить именно на стадионе. Но если мы боремся за отмену концертов на площади, то должны предлагать альтернативу. Сейчас, после определенной борьбы, с нами стали заключать договоры и проводить согласования: мы ограничиваем мощность звука, заставляем соблюдать правила. Разрешение на проведение концертов дают городские власти: ведь Эрмитажу принадлежит только пять метров земли от самого здания и три метра вокруг Александровской колонны. Мы понимаем, что городу нужно проводить какие-то мероприятия. Но многое отсеиваем: хорошо, что теперь к нашему голосу прислушиваются.
Дмитрий Куракин. Как глава КУГИ, я не могу сказать, следует ли проводить концерты на Дворцовой площади или нет, поскольку не являюсь специалистом. За это отвечает блок вице-губернатора Аллы Маниловой. Но как петербуржец я могу сказать. Нужно просто посмотреть на опыт других городов, которые могут быть для нас образцами для подражания. Я нашел в интернете сайт правительства Лондона. Там есть ссылка – «забронировать Трафальгарскую площадь». По ссылке исчерпывающая информация: как, кто и в каких случаях может это сделать. На мой взгляд, историческая и культурная значимость Дворцовой и Трафальгарской площадей сопоставимы. У нас Эрмитаж, у них – Национальная галерея. Там же находится старинная церковь Святого Мартина, в которой до сих пор проходят богослужения. Для целого ряда мероприятий — это собрания, митинги и так далее — даже не нужно специального разрешения на бронирование. Нужно лишь заплатить 1000 фунтов. Помимо всего прочего площадь предлагается бронировать для кино- и видеосъемок, перформансов и музыкальных концертов. Для этого уже требуется специальное разрешение. Но существует строгий регламент: нельзя проводить больше 40 мероприятий в год, существуют ограничения по музыке и времени, а также другие. Предполагаю, что этот документ был разработан на основе определенных исследований, исходя из того, какой вред концерты и другие мероприятия могут нанести памятникам. Возможно, были проведены какие-то защитные мероприятия. Рискну предположить даже, что, если такие мероприятия требуются применительно к зданию Эрмитажа, они будут дешевле, чем построить новую концертную площадку. Кроме того, выбор территорий в центре города весьма ограничен. Думаю, что можно строить такую площадку в отдалении, например, на Шкапина–Розенштейна. Соответственно, чтобы использовать какую-то территорию, необходимо решать имущественно-правовые вопросы с правообладателями.
На мой взгляд, как горожанина, Дворцовая площадь – подходящее место для проведения концертов. Памятники, безусловно, страдать не должны. Для этого нужно установить жесткий регламент и провести компенсационные мероприятия.
Никита Явейн. Хочу заметить, что Трафальгарская площадь никогда не была сакральной. И Нельсон все-таки не ангел с Александровской колонны. Мне кажется, на Дворцовой должны происходить официальные мероприятия, носящие протокольный характер.
Юрий Митюрев. Найти альтернативу Дворцовой площади непросто. Это фантастическое ощущение от того, что есть это архитектурное окружение, белые ночи, заходящее солнце... Так получилось, что мы вместе с Никитой Явейном предложили один вариант — снести клинику им. Отта и воссоздать историческую Коллежскую площадь, застройку которой я считаю градостроительной ошибкой. Эта площадь, если ее воссоздать, будет фантастически красива. Можно говорить о том, что она могла бы стать альтернативой Дворцовой. Здесь не будет проблем с сохранением культурных ценностей, которые есть в Эрмитаже, и, самое главное, это восстановление исторической справедливости.
Дмитрий Куракин. Не стоит забывать о том, что институт Отта — это федеральный памятник, который находится в федеральной собственности. Чтобы воплотить эту идею, нужно потратить колоссальные средства.
Юрий Митюрев. Само здание достаточно старое и плохо приспособлено для родильного дома, об этом говорили еще в конце 80-х. И если говорить о результате, который мы можем получить, нужно чем-то поступаться.
Никита Явейн. Я поддерживаю идею воссоздания Коллежской площади. В начале века все возмущались строительством института Отта, это был акт жестокого вандализма, когда была уничтожена одна из красивейших площадей города. Здание института Отта — интересное, но далеко не уникальное сооружение.
Валентин Назаров. В Петербурге всегда было два центра — имперский, символом которого является Дворцовая площадь, и Петроградская сторона, которая всегда была демократичной. Мало кто знает, что за заводом «Арсенал» находится территория, которая принадлежит военным. Это довольно большая площадь, на которой раньше находились три бастиона — их можно отреставрировать. И сейчас это место пустует, военные туда никого не пускают. Хотя территория удивительная. Там выступали и Маяковский, и Шаляпин, и другие выдающиеся люди. Нужно восстановить эту традицию. Рядом находится метро и Александровский парк.
Борис Николащенко. Очень трудно найти место для общения нескольких тысяч молодых людей, которые любят тяжелый рок и так далее. В этом общении важны не только децибелы. Поклонение определенным музыкальным направлениям несет в себе элементы обряда, новой религии языческого толка. Раз это обряд, он задевает чувства верующих других конфессий. Весь город маркирован, у каждого места есть своя семантика и значение: на главной площади не может быть другой «религии». Нужна новая площадка. На мой взгляд, есть два таких места: я поддерживаю идею о создании такой площадки за Артиллерийским музеем. Кроме того, история с плавучим фонтаном показала, что мы можем делать такие вещи и обслуживать их. Почему бы не сделать плавучую сцену напротив пляжа Петропавловской крепости? Это очень интересный вариант, хотя и более дорогой.
Иван Уралов. Я живу на Мойке, 31, и категорически не согласен с тем, чтобы на Дворцовой проводились концерты. Вопрос, который мы сегодня обсуждаем, с одной стороны, сложен, с другой – прост и ясен. Сложен прежде всего потому, что Дворцовая – это объект продажи со стороны города и купли со стороны тех, кто желает выступить в городе. То есть речь идет о деньгах. Если у города найдется разум и мужество от этого отказаться, тому руководителю нужно поставить памятник. Меня удивляет позиция коллег в вопросе о том, что можно снести институт Отта. Ну, наверное, можно. Но все-таки лучше, когда превалирует слово «нельзя». Должны быть табу. В свое время, лет 10 назад, мы разработали серьезный документ – адресную программу размещения мест проведения массовых мероприятий в Петербурге. Это было то время, когда как раз пытались создать регламент Дворцовой площади. Точно так же мы подошли к другим площадкам нашего города, пытаясь понять с исследовательской точки зрения, что можно, а что нельзя. Не знаю, где сейчас этот документ. Но совершенно ясно, что нужно рассредоточить массовую и общественно значимую деятельность по разным точкам и районам города. У нас в университете магистранты готовят диссертации, одна из которых посвящена методам определения территорий, пригодных для проведения массовых мероприятий в Петербурге. Так и нужно заниматься этим вопросом: системно, научно и меньше фантазировать. Могу согласиться с тем, что территория за «Арсеналом» хороша. Также можно вспомнить о парке Городов-героев: интересно получить площадку на въезде в город. Небезынтересна и Новая Голландия.
Павел Платонов. Мы пытаемся защитить Дворцовую от акций, которые считаются вандальными. Нужно ведь разделять, являются они таковыми или нет. В то же время нужно не забывать, что Дворцовая площадь — традиционное место проведения городских празднеств. Почему не подойти к этому просто? Любое место можно сделать культовым. Куда бы мы ни послали Мадонну, на ее концерт соберется публика. Великолепное предложение — использовать форты Кронштадта после завершения строительства КАД. А центр города давайте оставим для традиционных празднеств.
Валентина Орлова. Последние несколько лет Всемирный клуб петербуржцев выступает за создание регламента Дворцовой площади. Чтобы события на площади происходили не по желанию администрации города и не в соответствии с их вкусами, а четко по регламенту. Этого мы добиваемся и будем добиваться, при этом создаваться такой документ должен при участии Эрмитажа.
Дмитрий Куракин. Не понимаю, чем нехороша Дворцовая площадь? Спросите у людей, которые туда тысячами приходят. Это всего лишь танцы, всего лишь музыка. Не нужно видеть в этом что-то ужасное, гидру, которая нас сожрет. Самый серьезный аргумент — защита Эрмитажа и его ценностей и коллекций, это решается регламентом и, возможно, компенсационными мероприятиями. Давайте продолжим работу в этом направлении.
Александр Платунов. У меня простая позиция. Я очень люблю свой город, но люблю его живым. Мне не хотелось бы жить на кладбище среди очень красивых надгробий, к которым нельзя прикасаться. Поэтому какие-то мероприятия можно проводить и в историческом центре. Даже в Ватикане на площади проходят концерты. Другое дело, какие концерты, и с этим нужно разбираться. Площадок в городе должно быть много и для разного рода искусств. Не случайно мы работаем над программой «Культура шаговой доступности», культурная программа должна быть распределена по всему городу.
Владимир Лисовский. Нужно понять, что массовых мероприятий много и все они разные. Выступление Мадонны — это одно, Венского филармонического оркестра – другое, поэта Евтушенко – третье. Надо понимать, какой контингент оно привлечет, как публика будет себя вести, какие деньги и куда от этого пойдут. Это все нужно взвесить, разложить по полочкам, составить систему и уже под эту систему вывести другую систему, касающуюся места размещения площадок. Мне кажется, следует вспомнить о петербургских парках — это Приморский парк, парк 300-летия Петербурга, Крестовский остров, традиционное место гуляний Екатерингоф...
Иван Уралов. Вопрос с Дворцовой площадью надо решать. Либо Петербург вернет утраченное достоинство, либо мы уподобимся девочкам, разговор которых я недавно слышал на Дворцовой площади. Одна говорит: «Вот, приехал ко мне мой Вася, думала, куда бы его повести. Слава богу, каток открыли». А вторая отвечает: «Ну правильно, не на картины же пялиться!» Будем стараться сохранять чувство меры, которое всегда было присуще петербуржцам.
Юлия Минутина. Приходя на Дворцовую, люди должны чувствовать себя в сосредоточении культурной жизни. Есть много других мест, чтобы тусоваться и пить пиво. Дворцовая уникальная. Совсем все запретить невозможно, есть масса мероприятий, которые могут соответствовать этому окружению. Даже праздник, увеселительное мероприятие должны воспитывать зрителей, если проходят в центре города.
Михаил Иванов. Я убежден, что от рок-концертов и фестивалей на Дворцовой нужно отказаться. В Эрмитаж человек приходит посмотреть картины, в центр города приезжает любоваться архитектурой. А на концерт он ходит посмотреть на кумиров, ради которых поедет в любой конец города. Зачем тогда проводить концерт среди архитектурных шедевров? Мероприятия для молодежи можно проводить где угодно. БМГ продолжит разговор, начатый здесь, мы возьмем этот вопрос под свой контроль и будем говорить со всеми заинтересованными сторонами. Полезно создать совместную комиссию, чтобы поставить точку в затянувшемся споре. Возможно, уже через месяц мы соберемся снова.