Юрий Антонов: «Строительство выбило меня из колеи»

Известный певец признался, что уже пять лет не пишет новых песен, поскольку поглощен «главной стройкой своей жизни»

Известный певец Юрий Антонов признался, что уже пять лет не пишет новых песен, поскольку поглощен «главной стройкой своей жизни»На недавнем международном фестивале «Славянский базар в Витебске» Юрий Антонов не только дал сольный концерт в переполненном шеститысячном зале Летнего амфитеатра, но и получил из рук президента Александра Лукашенко орден Франциска Скорины за большой личный вклад в укрепление культурных связей между Белоруссией и Россией. – Юрий Михайлович, что вас, уроженца Ташкента, связывает с Белоруссией? – Я, можно сказать, дитя Победы. Родился незадолго до окончания Великой Отечественной войны в семье кадрового офицера Советской Армии. После Победы отец служил в военной комендатуре Берлина. Там родилась моя сестра. После штурма Берлин был разрушен, камня на камне не осталось, и я запомнил этот город именно таким. Но настроение у моих родителей, как и у всего советского народа-победителя, было приподнятым. В свободное время они собирались большими компаниями, пели песни, выпивали, закусывали. Часто ездили на рыбалку, брали меня с собой. Я видел, как изменились мои отец и мать – и внешне, и внутренне. Они стали свободными людьми. До сих пор, рассматривая старые фотографии, удивляюсь – родители такие модные, на них немыслимые шляпы, платья, костюмы, галстуки. Из Германии отца перевели в Минск, где нас поселили прямо в Доме офицеров. Минск тоже был сильно разрушен. Затем отца направили в военный комиссариат города Молодечно. Там я пошел в музыкальное училище, кстати, находившееся в здании бывшего НКВД. Помню, мы все подвалы облазили, искали кабинеты, где пытали людей, крюки какие-то находили, леденея от ужаса. После окончания училища я – молодой, бравый аккордеонист – приехал в Минск и был принят в Белорусскую государственную филармонию, где работал до 1969 года. А потом уже начался ленинградский период моей жизни, когда я стал музыкантом популярного ВИА «Поющие гитары».– В Ленинграде вы раскрылись не только как исполнитель, но и как талантливый автор – написали одну из лучших своих песен «Нет тебя прекрасней». – Вспоминаю свой ленинградский период с большой теплотой, у меня в этом городе с тех пор столько друзей. Но пришлось уехать в Москву, не по своей воле. Давняя история, не люблю ее вспоминать… Меня оговорили, а доказать свою правоту в условиях тогдашней советской системы было нереально. Но это тема для отдельного разговора...– Лет десять назад вы рассказали мне о своем желании написать честные мемуары, разоблачить тех, кто вставлял вам палки в колеса…– Не разоблачить, а просто рассказать правду. Я не оставил своего желания написать книжку воспоминаний, назвав вещи своими именами. Мне есть что и кого вспомнить. Но заняться мемуарами как следует времени не хватает. Во-первых, я постоянно гастролирую. Предложений много – зовут на концерты и во Владивосток, и в Калининград, и в Израиль, и в Германию, и в США. Но дело не только в гастролях. Я уже пять лет музыкой, как композитор, не занимаюсь. Работаю концерты, но ничего не пишу. Потому что меня полностью поглотило строительство дома. Я задумал построить дом своей мечты – гигантский, помпезный и в то же время удобный и комфортный для жизни и творчества. Я лично контролировал все «от» и «до», но я не предполагал, что будет так трудно. Строительство выбило меня из музыкальной колеи. Я уже несколько лет не отдыхал. И в этом году не знаю, отдохну ли. Мне надо закончить главную стройку моей жизни. – Сколько всего песен в багаже Антонова? Один источник сообщает – триста, другой –пятьсот…– Господи, какая разница! Я не считал и не собираюсь.– А неизвестные песни у вас есть? Где они хранятся – в каком-то сундучке, в голове?– В сундучке! А где находится сундучок, не скажу. Но песни есть.– Когда же мы их услышим?– Не могу сказать. Творческий процесс – сложный. Запись альбома может длиться и год, и больше. А моя студия сейчас находится в процессе переезда из старого дома в новый и пока не работает. Новая студия будет на порядок лучше, чем прежняя, – вот там и запишу новый альбом.– Эстрадную, популярную музыку многие считают легкой, несерьезной… Вы, конечно, не согласны с таким подходом?– Мое отношение к той музыке, которой я занимаюсь, было и остается очень серьезным. Я никогда ничего не копировал, не заимствовал, старался быть самим собой, таким и остался. В годы перестройки, когда советскую эстраду выбросили за борт истории, все играли громкую, шумную, бесноватую музыку. Помню, пришел я в то время в отель «Международный» на выступление Саши Серова. За кулисами он подошел ко мне: «Юра, ну что ж такое, как быть – беда, засилье рок-н-ролла! А ведь эти же люди ни петь, ни играть не умеют!» И я сказал ему: «Саша, не волнуйся, вот увидишь: все вернется на круги своя!» Так оно и произошло: сегодня Александр Серов – один из самых востребованных гастролеров, а тех рокеров и след простыл. Сейчас снова популярны старые эстрадные мелодии, причем не только у людей старшего поколения, а и у молодежи. Потому что в наших песнях прежде всего мелодия, в них – душа. Они сконструированы не на компьютере, а написаны за роялем с партитурой. Если так можно выразиться, они натуральные. Но и сегодня тоже есть хорошие песни, замечательные исполнители: Леонид Агутин, Игорь Саруханов, Саша Маршал, Сергей Лазарев, да много достойных фамилий. – Как вам удается писать песни для всех и для каждого?– Я никогда не делал их для слушателя. Я просто писал, потому что не мог не писать. И песни сами пробивали себе дорогу к слушателю, несмотря на запреты и препоны. Вспоминаю времена монопольного существования фирмы «Мелодия», когда все решал худсовет, без которого тогда невозможно было издать пластинку. В худсовете засели члены Союза композиторов, Союза писателей. Они сидели и важно, жестко, предвзято судили молодых. Нужно было обязательно принести партитуру. Многих заворачивали уже на этой стадии: «Вы знаете, у вас там палочка не та, идите, делайте новую партитуру!» Вот до чего маразм доходил. Или кто-то говорил: «Вот это слово мне не нравится!» А почему, даже не объяснял. Тут же песня заворачивалась. Когда мы, молодые авторы, приходили на «Мелодию» и видели список членов худсовета, присутствовавших в тот день, то, заметив некоторые одиозные фамилии, сразу разворачивались, понимая: все равно наши песни не пропустят.– Ваша любовь к животным стала легендой. В одном интервью вы сказали, что у вас в загородном доме почти маленький зоопарк.– Можно и так сказать. Собаки, кошки, павлины, кролики, цесарки, индонезийские утки. Есть миниатюрная вьетнамская свинья по имени Борька. На участке живут белки, в пруду плавает рыба. Я присмотрел себе еще и маленькую лошадку. В новом доме отделочные работы еще не завершились, но там уже поселились 20 кошек, причем все рыжие.– Где-то писали, что свинку вы назвали в честь… Бориса Моисеева?– Что вы, не называйте фамилий! Я к своим коллегам отношусь с большим уважением. А назвал свинку продавец, который сказал: «Забирай Борьку!» Хоть вьетнамец маленький, но у него отдельный загон, где он все перерыл. Не иначе драгоценности ищет. А я голову ломаю: как его содержать зимой?– А кошек и собак у вас сколько? – Будто бы я их подсчитываю! И в мыслях не было. Знаю только, что очень много. Ну что я могу с собой сделать, раз я такой. Не так давно возвращаюсь после выступления в Астане, прилетел рано утром в Москву, едем мы по Кутузовскому проспекту домой. Пустой проспект, вдруг смотрю, бежит собачка, маленький щеночек, прямо по дороге. Я попросил водителя остановиться. Ну и подобрал щеночка, выходил, такая замечательная собачка выросла – Муся. Заняла свое достойное место в моей разношерстной четвероногой компании. Это не значит, что я подбираю всех собак, в Москве их миллион. Но в какой-то момент что-то происходит со мной, как тогда на Кутузовском, когда я взял Мусю.– А вы знаете, что про вас говорят: Антонов любит животных, а людей терпеть не может!– Бред! Ко всем отношусь ровно. Назовите мне имя хотя бы одного артиста, который может сказать, что Антонов лично к нему плохо относится, говорит какие-то гадости. Такое про меня может сказать только тот, кто мне завидует. А завистники у меня всегда были.– Надо полагать, вы вегетарианец, раз так животных любите?– Нет, не вегетарианец, и за это себя ругаю. Иногда могу съесть шашлычок, что-то еще мясное. Так вкусно! Но всегда думаю: зачем же я это делаю!– Правда, что у вас в оркестре действует сухой закон?– Правда. Я сам давно уже не пью. Мы очень много репетируем, много гастролируем, это огромные нагрузки, и алкоголь в этой ситуации может только помешать. Я стал понимать важность здорового образа жизни только в последние годы. Особенно для нас, артистов, что живут в гостиницах, питаются на скорую руку. Все это пагубно влияет на здоровье. В свое время я дал в Ленинграде, в СКК, серию из 28 концертов подряд, а теперь и два концерта в день дня меня многовато. Я ведь работаю только живьем, в отличие от многих коллег, которые сдались под напором фонограммы. Так что сегодня для меня лучше спеть концерт, а потом устроить день отдыха. Возраст, что вы хотите… Спортом, к сожалению, не занимаюсь. Хотя мечтаю заняться плаванием в бассейне в моем новом доме.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.