Юрий Соляников: «Сокращения госзатрат на школу не будет»

Недавно на «Радио Балтика» прошла горячая линия, где обсуждались проблемы общего образования. В студию звонили самые разные люди, которые задавали вопросы, связанные с работой нашей средней школы. Им отвечал заместитель председателя комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Юрий Соляников. Вел передачу журналист Яков Евглевский

Недавно на «Радио Балтика» прошла горячая линия, где обсуждались проблемы общего образования. В студию звонили самые разные люди, которые задавали вопросы, связанные с работой нашей средней школы. Им отвечал заместитель председателя комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Юрий Соляников. Вел передачу журналист Яков Евглевский.– Юрий Владимирович, 8 мая президент подписал закон № 83-ФЗ, касающийся прав муниципальных учреждений. В обществе насторожились: не приведет ли это к платности всего образовательного процесса. Что можно сказать по поводу такой обеспокоенности?– Ничего подобного не намечается даже в перспективе. Весь мир осознал сейчас, что только бесплатное среднее образование может обеспечить уверенный, динамичный марш в будущее. Советую всем желающим открыть статьи этого закона и спокойно, внимательно прочитать текст. Там нет ни слова о платных уроках, а идет речь о разных типах государственных учреждений и их организационных возможностях: либо о сохранении данных структур в виде казенных «единиц» (с набором тех прав, которыми они обладают сегодня), либо о переводе их в статус автономных или бюджетных учреждений – естественно, с более широкими полномочиями. Многих пугает фраза «идеология автономных учреждений». Но пора понять: это не выдумка, не пустая фантазия, а шаг к финансово-экономической свободе наших школ. Никакого сокращения государственных затрат не планируется, а вот использовать деньги школа сможет гораздо свободнее и целесообразнее, чем в прежние времена. Ключевой фигурой становится здесь директор, и именно ему, что называется, карты в руки.– А изменятся ли требования к уровню самого директорского корпуса?– Конечно. Они уже меняются в течение последних пяти лет. С переводом школ на хозяйственную самостоятельность и нормативное финансирование директор из «чистого» педагога стал превращаться в умелого управленца, менеджера. Мы предоставили руководителям шанс переучиться, повысить квалификацию. Стремимся к тому, чтобы во всех образовательных учреждениях работали свои бухгалтерии. Логика тут одна: добиться большей самостоятельности, большей ответственности, прежде всего в учебных заведениях, обладающих особым статусом, – гимназиях и лицеях. То есть в стенах наших образовательных флагманов.– Поясните, пожалуйста, велика ли разница между уровнями преподавания в государственных и частных школах?– Нелегко дать однозначную оценку. Можно привести примеры как хороших, так и слабых школ обоих типов. Ясно одно: частные учебные заведения возникают не из воздуха, а на основе родительских потребностей – ради того, чтобы создать благоприятные условия для не слишком адаптивных детей. Раз отцы и матери готовы оплачивать такое образование своих чад, будут существовать и приватные школы.– Елена Николаевна сообщает, что ее сын должен поступить в сентябре в первый класс. Дама обеспокоена новыми образовательными стандартами. Что это такое?– Это часть президентской инициативы по созданию современной школы. Немыслимо увеличивать до бесконечности учебную программу. Есть некие физиологические и интеллектуальные рамки, перепрыгнуть через которые ребенку не по плечу. Поэтому необходимо переходить к иным формам, иным технологиям преподавания. Образовательные стандарты через год будут вводиться в начальных школах, а затем – в старших классах. Мы хотим предоставить учебным заведениям не только хозяйственную самостоятельность, но и значительную свободу в том, что, кому и как рассказывать на уроках. Пусть школа сама решит, с помощью каких специалистов-предметников, педагогических технологий и при каком объеме учебной нагрузки можно достичь основных целей. Только так мы обеспечим реализацию госстандарта и надлежащую планку знаний и навыков от Калининграда до Владивостока.– Еще Вольтер говаривал: все жанры хороши, кроме скучного. То же наверняка относится к урокам по любому предмету…– Согласен. Не случайно стандарты начинаются с младших классов, где учитель – фигура особая. Более того, учительский коллектив в начальной школе – особая каста. Признано на международном уровне, что российская начальная школа стоит на очень высокой профессиональной ступени. Наши учителя умеют увлечь ребенка.– Не пожелавшая назваться мама интересуется, разрешено ли пересдать ЕГЭ, причем в нынешнем году.– Пересдавать поздно. Такая возможность была совсем недавно у тех, кто не справился с экзаменом по русскому языку либо математике. Теперь же юноша или девушка могут попытать счастья через год. А пока в случае, если не сданы оба ключевых предмета, выпускник не получает аттестата зрелости, довольствуясь справкой. Спустя год он вправе прийти опять и – буде успешен! – обрести аттестат. Если же не сдан только один экзамен, то пересдавать можно сразу, через день-два. Многие ребята воспользовались такой возможностью.– Вот еще звонок на аналогичную тему. Можно ли сдать ЕГЭ заранее?– Да, при наличии веской причины. Например, школьник уезжает на олимпиаду или отправляется на гастроли с самодеятельным коллективом. Проблем не будет!– Звонит какой-то старшеклассник. Он возмущен тем, что у них в школе нельзя пользоваться интернет-сайтом «В Контакте». Нет ли здесь нарушения демократии?– Ни малейшего! В школе надлежит учиться, а не тратить драгоценное время на никчемные забавы. Кроме того, у 90 процентов ребят с 1-го по 11-й класс есть домашний компьютер, и они могут без помех удовлетворять свои запросы. На уроках же информатики мы переходим от конкретного предмета к широкому применению информационных технологий в раскрытии таких наук, как физика, химия, литература, история. Там действительно нужны современные цифровые интерактивные технологии. Сайт «В Контакте» не имеет к ним отношения.– Мой друг, заявляет мальчик по имени Денис, окончил 9-й класс и учиться далее не намерен. Но директор, завуч и воспитательница сказали ему, что надо, мол, непременно пройти все 11 лет. Родителям безразлично. Что делать этому парню?– У нас в России согласно закону все граждане призваны получить полное среднее образование. То есть проучиться 11 лет. Но, как шутят в армии, устав не догма, а руководство к действию. Само обучение может проходить в разных формах, что нисколько не мешает постигать обязательную в 11-классной школе программу. Некоторые юноши и девушки покидают родные стены и сосредоточиваются на изучении какой-то полезной профессии. По окончании училища или лицея они обладают уже квалификационным свидетельством. Мы приветствуем такой благой порыв, поскольку на сегодняшнем петербургском рынке труда остро востребованы специалисты – и рабочие, и инженерно-технические кадры. Так что никто не может приневолить ученика к школе, если он тянется к профессии, к работе.– Надеюсь, это обрадует нашего девятиклассника. А молодая мама, Нина Олеговна, слышала, что в школах планируется устраивать плавательный бассейн. Везде ли это будет и кто раскошелится на столь недешевый сервис?– Траты возьмет на себя городская казна. Программа строительства развернута очень широко и осуществляется по двум направлениям. Во-первых, при закладке новой школы отводится место для бассейна. В прошлом году, кстати, было возведено два таких здания – там уже учатся, да и плавают, дети. В 2010-м намечено сдать семь школ, причем как минимум с двумя бассейнами каждую. Это не фантазия нашего комитета, а принципиальное решение губернатора Валентины Ивановны Матвиенко, и подобные объекты пользуются успехом у молодых родителей. Во-вторых, есть другая программа – по капитальному ремонту школ. В каждом районе весной, на исходе учебных занятий, закрывается одно из таких зданий, а дети и учителя «расселяются» по ближайшим школам. Да, это не слишком удобно, но и без этого нельзя. Приблизительно через год все возвращаются «под крышу дома своего». Здесь уже – современное оборудование, а если позволяют технические характеристики объекта, строится плавательный бассейн. Правда, такая мера не всегда возможна: если школа расположена где-то в центре и жестко стыкуется с соседними домами, то ребята не получают «водных полей». А где реально – там строят. И еще. Мы понимаем, что вода является зоной повышенной опасности, как, скажем, и многополосная автострада под окнами. Поэтому предусмотрен особый персонал – и технический, и педагогический. Тренеры, методисты, учителя. Дети без присмотра у нас не остаются. – Сергей Игоревич хочет узнать, должны ли родители оплачивать дополнительные занятия только в сберкассе или это можно сделать прямо в школе, передав деньги через ребенка в бухгалтерию либо преподавателю в руки?– Все денежные отношения через детей – с преподавателями ли, с директором, с бухгалтером – категорически запрещены. Платежи идут исключительно безналичным расчетом через сберкассу – в соответствии с договорами и финансовыми документами. Есть правило, согласно которому директор учебного заведения обязан не реже раза в год отчитываться перед родителями о расходовании поступающих средств.– Галине Васильевне нужна информация о том, можно ли устроить ребенка-инвалида с нарушениями опорно-двигательного аппарата в специализированное учреждение. Известная школа «Динамика» расположена вдали от дома, и возить туда тяжело, да и некому.– Знаменитая на всю Россию школа «Динамика» одна из лучших в стране профильных структур. Там созданы уникальные условия для детей-опорников. Там трудится поистине удивительный педагогический коллектив. Такие школы действуют и в других районах, и в отделах образования охотно предоставят адрес и телефон. Однако сейчас мы начинаем практиковать многообещающую новинку – способ дистанционного обучения. С прошлого года свыше сотни ребят грызут гранит науки по передовым методикам. Семьям, которые постигла этакая житейская напасть, бесплатно передается в пользование дорогостоящая компьютерная техника. Плюс к тому ребенок получает транспортно обеспеченную возможность приезжать в специализированную школу, общаться с преподавателями и сверстниками. Больным детям назначают и необходимые медицинские процедуры. Таким образом, ребята не запираются в четырех стенах. Но какую-то, весьма немалую, часть времени им суждено провести дома, обучаясь в дистанционном режиме. Эта программа постепенно набирает обороты. Добавлю также, что дистанционным обучением могут иногда воспользоваться и здоровые дети, например юные спортсмены, вынужденные разъезжать по соревнованиям, пропуская уроки и контрольные работы. Чем не палочка-выручалочка?

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.