Инфляция растет, мы богатеем?

Что увеличивается быстрее – цены или зарплаты

 

Что увеличивается быстрее – цены или зарплаты

Итак, нынешней осенью нас ожидает новый скачок цен – он уже начался – и новый виток инфляции. На этот раз – из-за аномальной засухи, неурожая и массовых пожаров. Причина, казалось бы, вполне уважительная – перед аномалией мы бессильны. Но тогда с чем была связана неприлично высокая инфляция прошлого года? Тоже с «обстоятельствами непреодолимой силы» – с кризисом. И так по всем годам, вплоть до 1992-го.

В 2007 году высокая инфляция была связана с бурным ростом потребительского кредитования – все хватали в кредит дорогие мобильники, плазменные телевизоры, ввязывались в ипотеку. В 2006-м вклад в инфляцию внесли подскочившие почти в три раза цены на жилье. Годом раньше цены росли, потому что государство решило поддержать бюджетников, «отдать долги» социальной сфере, военным и милиции. Еще годом раньше «виновниками» инфляции были быстро растущие на мировых рынках цены на нефть и металлы, к которым подтягивались и внутренние цены. А перед этим государство было вынуждено поднимать тарифы на ЖКХ, транспорт, электроэнергию, чтобы поддержать эти жизненно важные сферы.

Перечень «объективных причин», по которым инфляция каждый год превышала плановые показатели, очень долог: в начале века еще сказывались последствия дефолта, а до дефолта – последствия либерализации цен…

Каждый год правительство было уверено, что, хотя в текущем году инфляцию уже не усмирить, в будущем с ней точно уж справятся. Вот, к примеру, прогноз Министерства экономического развития от 2004 года: в 2006 году инфляция снизится до 5,5 процента, а в 2007-м – до 4,6 процента. То есть правительство всеми силами и совершенно искренне старалось сдержать инфляцию. И не считалось с жертвами.

Несколько лет подряд обуздание инфляции объявлялось главной целью макроэкономической политики. Для солидности слова «обуздание» и «сдерживание», заменили на умное «таргетирование», но и это не помогло. Министр финансов Алексей Кудрин открыто, не стыдясь, объяснял, почему нельзя поднимать пенсии – потому что бабушки и дедушки немедленно понесут эти деньги на рынок, что вызовет скачок цен, который съест эту прибавку. То есть пенсии нужно держать низкими ради блага самих же пенсионеров. Тот же Кудрин под флагом борьбы с инфляцией продавил идею Стабфонда – вывода денежных «излишков» за рубеж. Притом что внутри страны деньги были настолько дороги, что все крупные компании предпочитали занимать их под более низкий процент там же – за рубежом.

Да и до Кудрина были испробованы почти все известные науке методы борьбы с инфляцией. Сжимали денежную массу – настолько, что в стране элементарно не хватало банкнот и предприятия вынуждены были рассчитываться друг с другом и с рабочими «натурой». Урезали социальные расходы, экономили на оборонном заказе, мизер платили военным. За счет этой экономии бюджеты верстали с огромным профицитом (превышением доходов над расходами). И все равно ничего не получилось. Инфляция была, есть и… будет. И для ее оправдания всегда найдутся новые объективные причины.

Стоит только добавить, что большинство постсоветских стран (исключая Украину, Белоруссию и государства Средней Азии) с инфляцией давно справились. Мировой финансовый кризис породил в этих странах огромную безработицу, привел к падению ВВП, дефицитам бюджетов, но инфляции там нет. И только в России она как хроническая неизлечимая болезнь, при которой даже самые сильные лекарства приносят лишь временное облегчение.

В такой ситуации любой врач скажет, что нужно не новые лекарства подбирать, а разобраться в причинах болезни. Если, к примеру, человек беспробудно пьет, никакие таблетки не сделают его печень здоровой. Но до сих пор Россию от инфляции лечили именно таблетками – монетарными пилюлями, экспериментами с объемом денежной массы, ставкой рефинансирования, дефицитом-профицитом бюджета. А в чем же глубинные причины инфляционной болезни России?

причины инфляции Причина № 1.Цены диктуют Лондон и олигархи

Формальный ответ на вопрос о причинах инфляции давно дала статистика: все без малого 20 лет реформ рост цен на промышленную продукцию в полтора раза обгоняет рост цен на потребительские товары. То есть постоянно, год за годом, первой цены повышает промышленность, а потом к этим ценам подтягивается «потребительская корзина». Но пока она выходит на новый уровень, промышленные цены вновь вырастают.

Так почему бы правительству не заняться в первую очередь анализом цен в промышленности? Не придумать какие-то меры, которые помогли бы их затормозить?

Но тут все не так просто. У промышленности тоже есть ценовой мотор – это цены на сырье. Если дорожает, к примеру, металл, дороже становятся автомобили и трактора.

Выходит, нужно ограничить аппетиты сырьевиков? Да, но они уже 15 с лишним лет продают свою продукцию – нефть, черные и цветные металлы, минеральные удобрения – по ценам Лондонской товарной биржи. Наверное, можно было бы что-то придумать, чтобы внутри страны это сырье продавалось подешевле – ввести какие-то квоты, установить потолки, но… Именно от экспорта сырьевых ресурсов государство получает основные доходы. Ударить по сырьевикам – все равно что ударить по бюджету. А с чего же тогда пенсии платить?

Нужно учесть и еще один фактор: владельцы сырьевых компаний имеют в государстве веса больше, чем иные министры, не говоря уж о депутатах. И вряд ли они допустят, чтобы какие-то там чиновники и законотворцы взяли и приняли невыгодные им правила. А если такое вдруг и случится, то у них найдется чем ответить. Как уже писало «НВ», штаб-квартиры всех крупных отечественных компаний и минимум половины компаний средних расположены в офшорных зонах или европейских странах с льготным налогообложением – в Швейцарии, Люксембурге, на Кипре, Мальте. Олигархи имеют полное право по команде из этих заграничных штаб-квартир остановить все свои предприятия и вывести за рубеж все свои российские финансовые и иные активы. И кто в итоге больше потеряет?

 

Причина № 2.Людей «с ложками» больше, чем людей «с сошками»

Итак, рост сырьевых, а вслед за ними и общепромышленных цен – первая и главная причина инфляции. Но не единственная. Причина номер два – в экономику действительно вливается масса «лишних» денег, не обеспеченных товарами (чего всегда так боялся наш министр финансов). Но не через пенсии, а через государственные расходы и государственные заказы. Армия кадровых чиновников и простых госслужащих России давно превысила количество бюрократов СССР. Средний федеральный чиновник получает около 50 тысяч рублей в месяц. Плюс к тому государство обеспечивает его кабинетом, оргтехникой и мебелью, автомашиной, гарантирует ему повышенную пенсию. На самом же деле его доходы еще больше, и намного – за счет коррупции. Эти-то деньги чиновник и несет на рынок, обеспечивая спрос на продукты, машины, кирпич, паркет для коттеджа и так далее. Притом что сам он товаров не производит.То же самое и с госзаказами. Известно, что цена километра автомобильной дороги в России в три-пять раз выше, чем в Европе. То есть товара сделано на рубль, а заплачено за него – пять.

Причина № 3.Рост монопольных тарифов

Третья причина – рост регулируемых государством тарифов. Монополисты каждый год приходят плакаться в жилетку правительству и региональным властям: у нас, мол, старые советские мощности изношены, срочно нужны деньги на ремонт электростанций, замену автобусного парка, новые вагоны в метро – повысьте тариф! А сколько денег у них уходит не на модернизацию, а на бонусы, дивиденды, «охотничьи домики» и корпоративные яхты – с этим и Счетная палата не разберется.

доходы Если инфляцию нельзя остановить – ее нужно обогнать

Все причины инфляции – это, как говорил известный литературный персонаж, отнюдь не бином Ньютона, иными словами – все всё знают. Только вот поделать ничего с этой системой не могут. Но все мы живем в этой инфляционной системе – и большинство живет не так уж плохо, получая зарплату, сравнимую с восточноевропейской. А те, кто успешно работает в крупных городах, или те, кто близок к сырью, – и с западноевропейской. И на забастовки, как французы, греки или испанцы, не выходим. Как, за счет чего? Отчасти это заслуга правительства, отчасти – стечение обстоятельств и дар Божий.Причины № 1. Рост цен на сырьеДар Божий – это наличие в стране сырьевых ресурсов и рост цен на них. В конце 1990-х нефть стоила около 13 долларов за баррель, а к августу 2008-го ее цена поднялась до 147 долларов. Рост – более чем десятикратный!За эти же годы в пять раз поднялись мировые цены на черные металлы, медь, алюминий и никель. Благодаря этому расцвели металлургические империи «Северстали», НЛМК (Новолипецкого металлургического комбината), «Норникеля», «Русала» и смежные с ними корпорации – рудные, угольные. Далее выстроилась цепочка: через заказы от сырьевиков деньги потекли в машиностроение, в энергетику, транспорт. В итоге появился спрос на жилье – то есть поднялась еще одна отрасль. Расцвела торговля. Завелись деньги в бюджете – государство увеличило заказ «оборонке». В общем, причинно-следственные связи понятны.Причина № 2. Дефолт-98Стечение же обстоятельств, обеспечившее относительное финансовое благополучие стране – это дефолт 1998 года. Его не ждали и не желали, но именно четырехкратное падение курса рубля создало «обычной», то есть не сырьевой, промышленности конкурентные преимущества и позволило ей вернуться на российский рынок.Причина № 3. Повышение зарплат бюджетникамНо и у власти есть заслуги. В правительстве еще в конце 1990-х поняли, что инфляцию не победить (хотя и нужно стараться). И была принята на вооружение такая теория: важна не инфляция – важно, чтобы доходы росли быстрее инфляции. И все «благополучные нулевые» так и было – реальные доходы росли на 15–20 процентов в год (правда, в среднем – не будем забывать про децильный коэффициент, то есть 17-кратный разрыв в доходах между наиболее и наименее обеспеченной частью общества). Государство повышало оклады чиновникам и прочим бюджетникам – волей-неволей на это приходилось реагировать и частному сектору.Причина № 4. Дефицит кадровВ отличие от западных стран заслуги наших профсоюзов в росте зарплат, увы, минимальны. Просто с каждым годом в частном секторе все меньше квалифицированных специалистов. Охранников, мерчендайзеров и офис-менеджеров – пруд пруди, а вот опытных сантехников, электриков, буровиков, экскаваторщиков – днем с огнем не найдешь. Аналогично с промышленными инженерами, программистами, химиками, специалистами-нефтяниками, моряками. Многие из них могут без труда найти работу в зарубежных компаниях. Так что приходится их «стимулировать».Причина № 5. Сокращение населенияВ середине 1990-х правительство опасалось, что у него не хватит денег на пенсии старикам, на детские пособия, на школы и детсады. Проблема разрешилась сама собой – просто и печально: детей рождается меньше, чем умирает стариков. Поэтому, сколько бы ни вывозили олигархи денег в свои офшоры, в пересчете на душу нашего немногочисленного населения сырьевой ренты пока что хватает. Так что уникальная российская модель – 20 лет высокой инфляции при опережающем росте реальных доходов населения на фоне вырождения этого населения – еще поживет.

 

резюме В общем – хорошо, в частности – плохо

По статистике рост реальных (то есть с учетом инфляции) доходов населения в России продолжается. Так, за январь – июль они выросли по сравнению с аналогичным периодом 2009 года на 5,1 процента (в Петербурге и Ленобласти – на 5,4 процента). С учетом ожидаемого осеннего скачка цен год мы закончим или с небольшим ростом реальных доходов, или «в ноль».Но это – в среднем. А на деле примерно у трети наших сограждан доходы по итогам года уйдут в минус.Секрет в том, что «инфляция для бедных» всегда в два-три раза выше. Для того, кто получает 40–50 тысяч рублей в месяц, рост цены жетончика на метро с 20 до 22 рублей, рост квартплаты и коммуналки с 3 до 3,5 тысячи рублей в месяц или подорожание гречки погоды не делает – он на этом теряет 3–4 процента своих доходов. А вот для человека с зарплатой в 15 тысяч рублей рост «обязательных» платежей (жилищно-коммунальных, транспортных, налоговых), а также двукратное подорожание самых дешевых продуктов питания – круп, молока, сахара – может понизить уровень благосостояния процентов на 20–30. Если рассуждать цинично, по-рыночному, государство не виновато, что кто-то там сидит на 15 или вообще 5 тысячах рублей – пусть повышает квалификацию и идет в чиновники или банкиры. И вообще, в любой, самой успешной стране есть слой бедных. Да, таковы реалии. Но при этом ни в одной стране, кроме России (и ряда бывших республик СССР), нет такой инфляции, которая делает бедных и без того беднее. А за инфляцию отвечает именно государство.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.