Миссия Герострата выполнима?

Кто проводит скандальные архитектурные экспертизы, которые позволяют сносить исторические здания и возводить уродливый новодел

 

Кто проводит скандальные архитектурные экспертизы, которые позволяют сносить исторические здания и возводить уродливый новодел

Уже второе десятилетие в Петербурге не утихают градостроительные скандалы. В историческом центре сносятся старинные здания и на их месте появляются убогие коробки из стекла и металла. Чиновники объясняют это варварство предельно просто – город должен развиваться, ему позарез нужны инвестиции. Но почему ради этого нужно жертвовать архитектурными памятниками, уродовать неповторимый облик одного из красивейших городов не только России, но и всего мира?!

Кто-то из великих сказал: «Архитектура – это застывшая музыка». Никому не приходит в голову вносить правку в знаменитую «Блокадную» Седьмую симфонию Шостаковича, а вот экспериментировать в историческом центре Петербурга почему-то могут все, у кого есть тугая мошна. Как правило, все это делается в глубокой тайне от широкой общественности, которая узнает о принятых решениях постфактум, когда что-либо спасать уже поздно. Более того, проведение нужных инвесторам экспертиз поставлено на конвейер: известные петербургские архитекторы готовы выполнить любую прихоть толстосумов, а затем – научно обосновать свои выводы.

Неужели исторический Петербург обречен на тотальное уничтожение? «НВ» провело собственное расследование и взяло эксклюзивные комментарии у специалистов.

 

Имя Татьяны Андреевны Славиной – основателя скандально известной в городе на Неве архитектурной мастерской – наверняка войдет в анналы истории Петербурга. Такого количества шокировавших общественность экспертиз нет на совести ни одного петербургского зодчего. Чего стоят только добро мастерской на строительство «Финансиста», на пару с Биржей обезобразившего вид на Стрелку Васильевского острова, или высоток «Империала», нависших, словно скалы, над куполами Новодевичьевого монастыря! Удивительно, но петербуржцы практически ничего не знают ни о главной героине всех этих скандалов, ни о ее окружении. Восполним этот пробел.

Список титулов и наград Татьяны Андреевны займет целую страницу убористого печатного текста. Она – специалист высшего класса, доктор архитектуры, академик; ее перу принадлежат свыше 80 научных трудов, в том числе пять монографий и учебник «История русской архитекторы». Славина – коренная петербурженка. Она родилась в Ленинграде в 1934 году в семье известного инженера. В 1958 году Татьяна Андреевна с отличием закончила Ленинградский инженерно-строительный институт. Несколько лет трудилась в различных научно-исследовательских учреждениях, а в 1965-м вернулась в ЛИСИ, где преподавала почти четверть века. Ее учениками себя считает целая плеяда известных ныне петербургских архитекторов.В конце 1980-х годов Татьяна Андреевна покинула стены альма-матер и занялась общественной деятельностью. Ее трудами была основана Ассоциация исследователей Санкт-Петербурга. Авторитет этой организации в 1990-е годы был непререкаем. Именно это во многом поспособствовало известности не только самой Татьяны Андреевны, но и архитектурной мастерской ее имени, организованной в середине 2000-х годов на базе ассоциации.

Для многих архитекторов, знавших Славину не одно десятилетие, случавшаяся с мэтром метаморфоза – необъяснимая загадка.

– Я как-то встретила Татьяну Андреевну после очередного скандала и спросила: «Как же вы могли дать такое заключение?», – рассказала нам довольно известная в городе архитектор. – А она мне отвечает: «Я сама не понимаю, что со мной происходит. Меня словно зомбировали…» Многие связывают все это с появлением в ближайшем окружении академика Славиной Вячеслава Полетайкина. Об этом человеке в архитектурных кругах Петербурга практически ничего не известно. В Союзе архитекторов нам заявили: «Кто такой Полетайкин, мы не знаем, и знать не хотим. Он даже не член нашего союза».

Может быть, Полетайкин и не член, но архитектор – точно. В середине 1980-х уроженец Красноярска закончил местный архитектурно-строительный вуз, затем аспирантуру в Ленинграде, а завершил образование в финском городе Миккели. В кармане у Полетайкина сразу два диплома: российский – архитектора, и финский – менеджера. На ниве градостроительства Вячеслав Владимирович шедеврами не прославился: его конек – дачное и индивидуальное строительство, дизайн интерьеров, перепланировка жилых помещений. Помимо собственно архитектуры он занимался маркетингом строительных товаров, а также переводами с финского языка технической литературы. В интернете можно обнаружить личную страничку Полетайкина, где он сообщает, что является христианином, придерживается консервативных политических взглядов, увлекается эзотерикой, любит слушать советские и немецкие марши 1930-х годов.

В Ассоциацию исследователей Санкт-Петербурга на должность ведущего научного сотрудника Полетайкин трудоустроился в 2003 году. А уже через год стал генеральным директором только что созданного ООО «Архитектурная мастерская Т.А. Славиной». Сама Татьяна Андреевна заняла в мастерской скромную должность директора по науке.

Славина редко вступает в дискуссию со своими оппонентами. А вот Полетайкин и говорит, и пишет довольно много. Недавно на сайте мастерской появился его опус с загадочным названием «Миссия Красного Петуха». В объемной статье Полетайкин старательно подводит читателя к кощунственной по своей сути мысли: страшные пожары – благо для развития городов: мол, огонь уничтожает музейный хлам, и градостроителям есть где развернуться и применить свои знания и опыт. После прочтения такого невольно закрадывается мысль: уж не страдает ли автор комплексом Герострата?

Впрочем, и без пожаров у мастерской хватало работы. За шесть лет она провела около 200 экспертиз. Подчиненные Славиной и Полетайкина дали положительное заключение на снос исторических зданий на Невском и на Галерной, на Эсперовой и на Гончарной. С их участием был вынесен «смертный приговор» шедевру архитектора Александра Никольского – стадиону имени Кирова. Список безвозвратно утраченных архитектурных шедевров можно легко продолжить.

 – Удивительно, как такой колоссальный объем работ смогла выполнить мастерская, в которой трудятся всего-навсего восемь человек, включая академика Славину, Полетайкина и его сына-студента? – поинтересовались мы у известного петербургского архитектора.

И получили такой ответ:

– Все очень просто. С мастерской охотно сотрудничали известные в городе специалисты – архитекторы, историки. Они честно зарабатывали свой хлеб. И поймите – в этом деле важна не собственно экспертиза, а окончательное заключение: сносить – не сносить, строить – не строить…

Критики Славиной уверены, что подобные экспертизы – нонсенс. Ведь по закону они оплачиваются застройщиками. А если экспертизу оплачивают заинтересованные лица, она в принципе не может быть объективной. Порой эксперты просто наступают на горло собственной песне. И получают за это очень приличные гонорары…

И еще один принципиальный момент: все экспертизы такого рода проходят через КГИОП. Это ведомство вправе наложить запрет на любую стройку в исторической части Петербурга. Но почему-то с легкостью фокусника утверждает подобные экспертизы. Похоже, чиновникам очень выгодна подобная ситуация. Ведь в случае чего все можно свалить на стрелочника – на архитектурную мастерскую. И получается, что власть у нас, как обычно, ни при чем…

из первых уст «А потом сгрести бульдозером!»

Руководство ООО «Архитектурная мастерская Т.А. Славиной» старательно избегает контактов с прессой. Так, Татьяна Славина категорически отказалась давать интервью «НВ». А гендиректор мастерской Вячеслав ПОЛЕТАЙКИН согласился выборочно ответить на наши вопросы по электронной почте.– Можно ли сохранить исторический центр Петербурга в неизменном виде?– Можно. Но только на какое-то время. А потом сгрести бульдозером, как это сделали, например, на Шкапина-Розенштейна. Я считаю, что исторический центр нужно развивать с помощью новых строительных технологий, в неизменном виде сохранить его невозможно.– Какие здания в центре города можно было бы еще снести без особого ущерба для Петербурга? – Вообще без ущерба – типовые здания 60–70-х годов прошлого века, гостиницы «Азимут» и «Санкт-Петербург» (бывшие «Советскую» и «Ленинград»). Можно снести застройки заводских территорий, но выборочно. С ущербом, но в качестве неизбежного компромисса, – часть внутриквартальной застройки XIX века. – Некоторые петербургские архитекторы считают, что исторический центр необходимо постепенно избавлять от «музейного хлама». Разделяете ли вы эту точку зрения? – Не от музейного хлама, а просто от хлама, при этом расширяя пространство для действительно музейных ценностей. И не только для них.– Можете ли вы обозначить «болевые точки» старого Петербурга, где уже не обойтись без «хирургического вмешательства»?– В первую очередь это заводы, расположенные в исторической части города.– Есть ли в исторической части Петербурга место, которое вам особенно дорого? – Да. Коломна.– Какой архитектурный стиль вызывает у вас раздражение и полное неприятие?– Деконструктивизм.

 

мартиролог Утрачено навсегда

Далеко не полный список исторических зданий, на чей снос дала добро мастерская Татьяны Славиной (по данным общественного движения «Живой город»).Зоологический переулок, 2–4, доходные дома Кирикова;Галерная улица, 6, – Конногвардейский бульвар, 5, дом причта Исаакиевского собора;Литейный проспект, 5, – улица Чайковского, 19, доходный дом;набережная канала Грибоедова, 51, – Казанская улица, 28, Пробирная палата;Невский проспект, 89, – Гончарная улица 4, доходный дом;Почтамтская улица, 3, 5, дом почтового ведомства;Эсперова улица, 7, дом Иванова;Загородный проспект, 3, – Щербаков переулок, 17, дом Рогова;Стременная улица, 21/5, здание «Невских бань»;Большая Морская улица, 4, жилой дом;Большая Подьяческая улица, 28, дом Крылова;набережная Обводного канала, 118, здания, примыкающие к Варшавскому вокзалу;Вознесенский проспект, 6, доходный дом.

 

Читайте также: Вячеслав Полетайкин: «Что я могу сказать градозащитникам? Мы работаем по закону»

 

Алексей Ковалев: «Сегодня эксперты – не люди, а функции»

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.