Вячеслав Полетайкин: «Что я могу сказать градозащитникам? Мы работаем по закону»
На вопросы «НВ» отвечает гендиректор архитектурной мастерской, скандально известной своими экспертизами
На вопросы «НВ» отвечает гендиректор архитектурной мастерской, скандально известной своими экспертизами
«НВ» предложило руководству ООО «Архитектурная мастерская Т.А. Славиной» продолжить разговор, начатый в статье «Миссия Герострата выполнима?» и ответить на следующие вопросы:• Сделанные вашей мастерской экспертизы вызвали бурные протесты общественности. Как вы относитесь к подобной критике?• Можно ли при строительстве в старом Петербурге избежать градостроительных ошибок?• Если да, то каким должен быть механизм принятия решений о реставрации или сносе исторических памятников?В ответ мы получили по электронной почте письмо за подписью гендиректора мастерской Вячеслава ПОЛЕТАЙКИНА. Приводим его в сокращенном виде (объем оригинала превышал принятый в «НВ» формат), сохраняя, впрочем, при этом главные тезисы автора письма.
«Хочу подчеркнуть, что все высказанное здесь – мое личное мнение. Возможно, наш директор по науке Татьяна Андреевна Славина и другие сотрудники имеют несколько иные взгляды по отдельным пунктам, хотя в целом мы единомышленники.
Сперва несколько слов об «общественности». В силу своего возраста я довольно хорошо помню советскую действительность и признаюсь, что при слове «общественность» меня каждый раз слегка передергивает. От отвращения. С моей точки зрения, главный признак «градозащитного движения» в Санкт-Петербурге заключается в том, что его нет. Имеется его имитация в виде нескольких пиар-структур, провоцирующих разного рода скандалы с целью решения конкретных задач – их собственных или кем-то поставленных. Недавняя, не побоюсь этого слова, перебранка в интернете между «Эрой» и «Живым городом» развеяла все сомнения на этот счет, если они у кого-то оставались. Ведь что характеризует настоящее общественное движение? Массовость и активность публичных акций. Вспомним протесты немецких «зеленых» или французских фермеров. А у нас? Остановлюсь лишь на акциях, направленных против нашей мастерской, поскольку о количестве участников мне известно доподлинно.
Итак, митинг в Таврическом саду в феврале 2009 года – четыре человека, митинг на площади Ломоносова в марте 2009 года – один человек, публичная акция вручения кирпичей в июне 2009 года – два человека («марши несогласных» не в счет, там чистая политика).
Приведу пример частный, но очень показательный. В мае 2010 года был выигран, наверное, первый судебный процесс, инициированный градозащитниками, по дому Рогова. Что характерно, иск подали два физических лица в защиту своих личных прав на доступ к культурному наследию. Никакой «общественности»! Во время процесса и даже при вынесении приговора в зале суда находился единственный зритель – я. «Градозащитникам» все происходящее оказалось неинтересным.
Второй признак настоящего общественного движения – оно не выпускает из внимания объект своего протеста, последовательно добивается принятия мер, используя самые разные способы. А что у нас? Как правило, все ограничивается одноразовым кратковременным скандалом, после чего объект перестает интересовать кого бы то ни было и спокойно строится. Последний пример – торговый комплекс на углу Невского проспекта и улицы Восстания. Поговорили и забыли.
Сказанное не означает, что в Петербурге нет людей, озабоченных судьбой города. Их множество, в том числе и действующих в сфере охраны наследия. Мы контактируем с ними, как правило, без лишней огласки, дабы не провоцировать те самые пиар-структуры. Мы ведь инсайдеры – много знаем, да не все скажем…
Я вовсе не собираюсь отрицать, что и уважаемые люди зачастую недовольны нашей деятельностью. Что я могу сказать тем и другим: градозащитникам и «градозащитникам»? Только одно – мы работаем по закону. Все наши работы соответствуют действующему российскому законодательству в области культурного наследия, разумеется, понимаемому в широком смысле как общий корпус правовых документов: законы, подзаконные акты, разъяснения, нормы, правила, инструкции, методики, лицензионные полномочия, решения госорганов, судебные прецеденты. Все жалуются, что этот правовой корпус неполный, противоречивый и устаревший. Но это вопрос не к нам. Есть много людей, которые получают приличные зарплаты за то, чтобы он был полный, непротиворечивый и современный. Однако доносы пишут почему-то на нас. Были поданы, наверное, десятки заявлений в разные государственные инстанции с требованием отмены результатов историко-культурных экспертиз и лишения нас права на их исполнение. Я лично несколько раз побывал в прокуратуре. И что? Ничего. За шесть с половиной лет мы выполнили около двухсот работ, и ни по одной из них выводы и последующие согласования не были отменены. Хромает критическая аргументация? Есть же простой и честный путь – обратиться в суд с требованием прекратить деятельность нашей мастерской. Но ведь не было не только ни одного решения суда против нас, но даже не подано ни одного иска! Вот и ответ на вопрос, аргументирована ли критика. Решит суд, что аргументирована – значит аргументирована. Не решит – ну, извините... Пишите «письма трудящихся».
Теперь о градостроительных ошибках и памятниках. Как их избежать? Самое простое – вообще ничего не делать, «а то из списка вычеркнут». Однако цена отказа от действия из-за боязни ошибок всегда выше цены самих ошибок. Это закон. Да, французы собираются разбирать свою «Башню Монпарнас» в центре Парижа. И разберут, наверное. Но они получили Дефанс (современный деловой и жилой квартал в пригороде Парижа. – Прим. ред.) и современную градостроительную культуру. Главное средство минимизации ошибок без отказа от развития – Большая Идея города. Например, имперская. Вот «Империал» – на первый взгляд вроде ошибка, а по встроенности в Большую Идею – как бы и не совсем. Но чтобы была Большая Идея города, она должна быть в обществе, иначе все уйдет в ложный пафос, в «девушек с веслом».
Каким должен быть механизм принятия решений по памятникам? Прежде всего закон и здравый смысл. Оба говорят, что есть памятники разные по ценности: федеральные, региональные, муниципальные. На одних можно больше, на других меньше. А есть еще историческая застройка. Думаю, что на ней можно применять вообще все методы: консервацию, реставрацию, реконструкцию, капитальный ремонт, разного рода надстройки, мансарды, фрагментарное сохранение, воссоздание утраченного и даже строительство по нереализованным в свое время проектам. Эти методы не самоцель, конечно, но если требуется – использовать их без ханжества. Ну а для каких-то объектов наступает время ухода. Увы, многое «обречено на временное служение». Это каждый раз драма, но из таких драм и складывается городская драматургия. Конечно, ничего нельзя упрощать, каждая ситуация уникальна, риск велик, велико и сопротивление. В общем, жизнь покажет, кто был прав…»