Карпов превратился в декорацию

Как Кирсан Илюмжинов сумел сохранить за собой пост президента ФИДЕ

Как Кирсан Илюмжинов сумел сохранить за собой пост президента ФИДЕ

В Ханты-Мансийске продолжается Всемирная шахматная олимпиада. Возможно, не многие вспомнили бы даже о том, что она все-таки началась. И не многие поинтересовались бы, чем она закончится. Но блестяще проведенная Кирсаном Илюмжиновым и Анатолием Карповым пиар-кампания шахмат под названием «Выборы президента ФИДЕ», вне всяких сомнений, подняла рейтинг не олимпийского на самом деле вида спорта. Итоги же выборов легко предсказывались: Илюмжинов избран на пятый срок президентом ФИДЕ, а Карпов остался двенадцатым чемпионом мира.

В цифрах преимущество «великого комбинатора», как еще с прошлого века называют Илюмжинова, над именитым гроссмейстером такое: 95 участников Конгресса ФИДЕ, на котором в Ханты-Мансийске и проходили выборы, проголосовали за Бендера современности, 55 – за героя прошлого. Конечно, Карпов по-прежнему убежден, что в прошлое мировые шахматы тянет именно его оппонент, но представители национальных федераций приняли сторону Кирсана Николаевича. Скорее, даже удивляет, что так много голосов получил Анатолий Евгеньевич, чья предвыборная программа, по большому счету, была построена лишь на критике соперника.

Напомним, что Карпов был выдвинут на пост президента ФИДЕ почти всеми ведущими мировыми шахматными державами за исключением России. Его кандидатуру поддержали Франция, Германия, США и их многочисленные союзники. Однако на шахматной карте мира влияние России по-прежнему слишком велико, а отечественная федерация сделала ставку на Илюмжинова – на проверенного и верного функционера, автоматически превратив Карпова на выборах лишь в декоративную фигуру.

Поняв, что в этом увлекательном спектакле ему уготована отнюдь не главная роль, Анатолий Евгеньевич начал говорить громче привычного, устраивать беспрерывные скандалы и, разумеется, клеймить действующую власть. А чтобы этой власти мало не показалось, взял себе в соратники откровенно одиозную фигуру – Гарри Каспарова. Да, во многом благодаря Каспарову Карпов в итоге и получил дополнительную поддержку на Западе. Но получилось так, что если за Анатолия Евгеньевича горой встали Соединенные Штаты и их европейские партнеры, то за Илюмжинова – практически вся Латинская Америка и Африка. Включая даже Кот-д’Ивуар – не имевшая права голоса, но оказавшая действующему президенту моральную поддержку, эта страна наряду с Сенегалом и Центральноафриканской Республикой была принята в ФИДЕ только сейчас.

Отлично понимая, что шансов выиграть выборы у него нет, Карпов подал иск в Арбитражный спортивный суд в Лозанне. Его адвокаты пытались доказать, что само выдвижение Илюмжинова Российской шахматной федерацией на пост президента ФИДЕ было незаконным. Однако за день до выборов в Ханты-Мансийске судьи в Лозанне приняли сторону Илюмжинова. После этого все разговоры о том, что на членов ФИДЕ оказывали давление сторонники Илюмжинова, а голоса отдельных африканских стран чуть ли не перекупались, оказались в пользу бедных.

Трудно сказать, каким президентом ФИДЕ был бы Карпов. Он им не стал и, скорее всего, никогда не станет. Илюмжинов же, прошедший путь от главного раскольника мировых шахмат до их руководителя, достаточно предсказуем. Чемпионаты мира и шахматные олимпиады и дальше будут проходить не в Лондоне и Нью-Йорке, а в Ханты-Мансийске и Триполи. Кроме того, Кирсан Николаевич обещает развивать шахматные школы по всему миру, хотя прежде почему-то не развивал. В общем, скучно будет. Но то ли до следующих выборов, то ли до другой пиар-кампании. Авось Илюмжинов снова встретится с инопланетянами, и они сыграют с ним в шахматы.

Между тем Илюмжинов, как опытный политик, предложил Карпову занять пост вице-президента ФИДЕ. Тот, как умный человек, сразу не отказался. Сказал, что подумает. Это правильно. Перед тем как сделать следующий ход, всегда нужно подумать.

 

прямая речь

Кирсан Илюмжинов, президент ФИДЕ:– Я всегда с большим уважением относился и к Карпову, и к Каспарову. Это великие игроки. За шахматной доской. Вне ее они не столь сильны. Но, не скрою, победить их, выступающих в одной связке, было приятно. Представители Карпова потребовали заменить счетчиков. Я сказал: пожалуйста, пусть считают голоса представители Карпова. Кроме того, они какие-то простыни приготовили и накрыли ими кабинки для голосования, как будто мы сверху сможем как-то сфотографировать процесс… Все было тайно. А победа наша была явной. Впрочем, Анатолий Евгеньевич умеет проигрывать достойно. Он меня поздравил, а я в ответ сказал: «Давайте забудем предвыборные нападки и, по русскому обычаю, в знак примирения пойдем и выпьем водки!» Карпов согласился, и мы пошли в ресторан, выпили водки и поужинали.

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.