Увесистые знания
Нося за плечами тяжелые рюкзаки, петербургские школьники грубо нарушают санитарные нормы, но за этим никто не следит
Нося за плечами тяжелые рюкзаки, петербургские школьники грубо нарушают санитарные нормы, но за этим никто не следит
Новость о том, что с октября вступили в силу новые санитарные нормы для школьников, которые ограничивают вес ранца ученика до одного-двух килограммов, произвела эффект разорвавшейся бомбы. Все тут же ринулись взвешивать ранцы своих детей и пришли к ошеломляющим результатам. Оказалось, что вес портфеля первоклашки как минимум в три раза превышает норму. Более того – он весит больше, чем ранец старшеклассника. Корреспонденты «НВ» провели свое расследование и выяснили, что никаких новых норм нет и в помине, зато существуют старые, которые давно никто не соблюдает на практике, так как это попросту невозможно.
Современные школяры все чаще сегодня напоминают туристов. Их рюкзаки помимо умных книжек набиты тетрадями, канцелярией, личными вещами, продуктами… А примерка первоклашкой портфеля достойна сцены из комедии – когда ребенок, надевая на спину рюкзак, в буквальном смысле оказывается поверженным тяжелой ношей и падает на спину. И это сказано без преувеличения.
– Школьный рюкзак слишком тяжел для моей дочери, поэтому я сама ношу его в школу и обратно домой, так делают многие заботливые родители, – делится своим опытом мама первоклассницы Виктория Данилова.
До сих пор родители школьников молча смотрели, как надрываются их чада, и даже не подозревали о гигиенических требованиях к весу рюкзаков. А на днях о них внезапно заговорили в связи с тем, что с 1 октября вступили в силу новые санитарные нормы в отношении веса школьных ранцев. Якобы по новым правилам для младших классов портфель должен весить не больше одного килограмма, для средних – не более двух. За разъяснениями насчет новых гигиенических норм и их соблюдения мы обратились в городской комитет по образованию. Для чиновников новые правила стали откровением.
– Никаких новых СанПиНов, по нашим данным, нет, – развел руками начальник отдела образовательных учреждений комитета Сергей Тимофеев, – существуют старые СанПиНы, введенные еще в 2003 году. Посмотрите сами, сколько по ним должен весить портфель…
Корреспонденты «НВ», следуя совету, нашли «старые» гигиенические нормы веса ранца. Так вот по ним вес ноши первоклассника (без веса ранца) не должен превышать 2 килограммов. И даже если чиновники правы (а не доверять их словам мы не можем – комитет по образованию обязан быть в курсе школьных изменений) и никаких новых правил нет, то старые, судя по всему, не соблюдаются. Корреспонденты «НВ» провели эксперимент со сбором ученика в школу. На весах полностью собранный рюкзак первоклашки показал 7 килограммов. И даже если из этого показателя выкинуть вес ранца (1,8 килограмма), то реальный вес ноши школьника 5,2 килограмма более чем в два раза превышает нормативы.
– Портфели сегодня тяжелые, – признает Сергей Тимофеев, – но следить за этим должна администрация школы. Ведь
человека с весами к дверям каждого учебного заведения не приставишь. Со своей стороны мы, конечно, регулярно проверяем организацию учебного процесса, но, если честно, портфели не взвешиваем…
прямая речь
Елена Лисицина, врач-ортопед:– В сентябре с началом учебного года мы традиционно фиксируем увеличение количества обращений школьников с болями в спине. Конечно, хорошо, что появились удобные ранцы, но это не спасает – количество килограммов, которое детки носят на спинах, превышает все возможные нормы. Это грозит не только искривлением позвоночника, но и массой других хронических заболеваний. Безусловно, сколиоз встречается и у маленьких детей, но среди школьников он носит характер эпидемии. Сегодня каждому второму старшекласснику поставлен этот страшный диагноз. Среди медиков существует мнение, что портфель школьника должен составлять не более 10 процентов от веса ребенка. Вот и считайте: если средний вес первоклассника – 25 килограммов, то ранец не должен весить больше 2,5 килограмма.Полина Белоусова, учитель начальных классов гимназии № 74 Выборгского района:– Конечно, хотелось бы, чтобы портфель весил минимально, но 1–2 килограмма – это нереально. И проблема даже не в учебниках – сейчас издатели разработали облегченные варианты книжек. Дело в том, что дети носят с собой кучу ненужных с точки зрения учебного процесса вещей (набор карандашей, альбомы, книги, игрушки), но эти вещи очень важны для их жизни. Как им запретить это делать, да и стоит ли? Они ведь в школе не только учатся, но и общаются, проживают часть своей жизни. Вторая проблема в том, что родители не учат детей собирать портфель. На первом школьном собрании я рассказываю родителям, как правильно это делать, и советую первое время (для каждого ребенка индивидуально) собираться в школу вместе, а в начале каждого учебного года повторять эту совместную практику. Ведь порой в портфеле дети носят тетради и учебники для урока, которого сегодня даже нет в расписании! Светлана Агапитова, уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге:– Проблему тяжелых ранцев можно легко решить. Достаточно иметь на каждого ученика два комплекта учебников: один находится в школе, другой – дома. В некоторых гимназиях Петербурга такая практика вполне успешно применяется. Это гораздо проще, чем изобретать облегченные учебники и тому подобные новации. Кстати, обеспечением вторыми комплектами вполне могли бы заняться попечительские советы. И конечно, нужно активнее использовать электронные устройства, такие как ридеры, в которые можно закачать большие объемы информации. Правда, тут наверняка встанет иная проблема охраны здоровья школьника. Все экраны, как правило, являются прямым источником света, что не очень полезно для глаз. И тут снова встанет вопрос о санитарных нормах. Но разумный компромисс найти можно – было бы желание.
между тем…Вес учебника регламентируется
По словам чиновников, часто вес портфеля утяжеляют «неправильные» учебники. Ведь вес учебной литературы также должен соответствовать СанПиНам «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» от 2003 года. Согласно им, вес каждого учебника не должен превышать: для 1–2-х классов –
300 граммов, 3–4-х классов – 350 граммов, 5–6-х классов – 450 граммов, 7–10-х классов – 500 граммов, 11–12-х классов – 600 граммов.
– Безусловно, эти требования должны соблюдаться, – пояснила специалист отдела образовательных учреждений комитета по образованию Юлия Лисовская, – в противном случае издательства попросту не получат лицензию на выпуск учебников.
По словам представителя одного из издательств учебной литературы для школьников, проблема снижения веса учебной литературы стоит перед ними давно.
– Специалисты издательства облегчили учебники за счет разделения их на части, смены обложек на более мягкие и с закругленными углами и применения переплета из легкого травмобезопасного картона, – пояснила сотрудник издательства «Просвещение» Светлана Сивожелезова.
Действительно, если учебники в начальной школе в большинстве случаев покупаются самими родителями и становятся «индивидуальным пособием», то какой смысл в твердых, тяжелых обложках? Правда, издатели считают, что учебники в мягких обложках в руках первоклассников могут быстро истрепаться и порваться.
– По СанПиНам учебники по основным предметам – русскому языку, математике, чтению и окружающему миру – должны делиться на две части, – сказала Юлия Лисовская, – при этом по другим гигиеническим нормативам каждая половинка должна оборачиваться в твердый переплет. Поэтому вряд ли деление учебника облегчает его вес.
Конечно, нормативов обязаны придерживаться не только издатели школьных учебников, но и сами учителя и родители, приобретающие пособия. Наш эксперимент по взвешиванию показал, что «Азбука» и учебник по математике весили больше положенных 300 граммов почти в 3 (!) раза.
– Родитель должен выяснить у директора или завуча школы, те ли учебники, которые входят в федеральный перечень и рекомендованы Министерством образования, используются в процессе обучения, – советует Сергей Тимофеев.
Ну а если за весом ноши не следят в школе, то чиновники советуют родителям поднимать этот вопрос на родительском собрании и, в крайнем случае, жаловаться в роно и на телефон горячей линии комитета по образованию: 576-20-19.
совет от «нв»Как облегчить портфель ребенка?
1. Купить второй набор учебников для школы. Аргумент «против» – это дорого. Сегодня большинство учебной литературы родители и так сами покупают детям, тратя на это не одну тысячу рублей, поэтому просьба учителя купить учебник в двух экземплярах отвергается.
2. Оборудовать места для хранения личных вещей в классе. Аргументы «против» – маленькая площадь аудиторий и беспорядок. В специальных шкафчиках и полочках можно хранить пластилин, краски, папку для труда, физкультурную форму, сменную обувь. Правда, многие учителя считают, что для младших школьников это не вариант, мол, все позабудут, перепутают, а такие места для хранения – дополнительная головная боль для учителя, родителей и детей.
3. Носить один комплект учебников на парту. Аргумент «против» – индивидуальные парты. Этот вариант очень активно использовался несколько лет назад, когда в классах за партами сидели строго по двое и не было индивидуальных учебных мест. Сегодня во многих классах начальной школы старые столы сменили одноместные парты. Поэтому поделиться своим учебником с соседом нельзя.
4. Выбирать легкий рюкзак. Аргумент «против» – облегченные дешевые рюкзаки весом 500–800 граммов плохо действуют на здоровье ребенка (зачастую школьники сами жалуются на усталость в спине и боль), а облегченный ортопедический рюкзак за 5–6 тысяч рублей – не всегда по карману родителям. Средний «правильный» рюкзак с ортопедической спинкой весит около 1,5 килограмма.