Дополнительное время. И деньги
Судя по всему, сроки окончания строительства стадиона на Крестовском острове в очередной раз будут перенесены. И, возможно, не на один год
Судя по всему, сроки окончания строительства стадиона на Крестовском острове в очередной раз будут перенесены. И, возможно, не на один годНа днях председатель городского комитета финансов Эдуард Батанов заверил, что «новый футбольный стадион для «Зенита» будет построен в конце 2011 года» (как и намечалось после второй по счету корректировки сроков сдачи объекта). Однако в то, что долгожданный пуск состоится в этот срок, уже не верят не только специалисты, но и сами чиновники. Председатель комитета по строительству Вячеслав Семененко сообщил «НВ», что «сегодня специалисты комитета оценивают отставание на 6–8 месяцев по разным видам работ». Очевидно, что сроки окончания строительства сдвигаются на 2012 год – в лучшем случае. А в худшем… О том, почему грандиозная стройка стоит и когда она наконец завершится, корреспондент «НВ» узнал из источников в Москве, где работает генподрядчик, и Петербурге, где базируется заказчик.
Строительство футбольного стадиона класса «элит» на Крестовском острове началось в декабре 2006 года. По первоначальным планам Смольного футбольный красавец должен был распахнуть ворота в свои сектора в конце 2008 года. Но к этому сроку были проделаны только работы нулевого цикла. Зато новый, 2010 год болельщики «Зенита» встречали в приподнятом настроении: Валентина Матвиенко пообещала, что стадион будет сдан под ключ 15 ноября 2010 года и что она простит все, кроме срыва сроков.
Однако в январе 2010 года для анализа качества проекта в Петербург прибыли специалисты британской маркетинговой компании IMG, которая управляет знаменитым лондонским стадионом «Уэмбли». После изучения проектной документации британские специалисты предложили внести в нее ряд изменений в соответствии с новыми требованиями ФИФА и УЕФА к футбольным «пятизвездочным» стадионам, а также по соображениям обеспечения безопасности.
Еще одну идею – увеличить вместимость арены на 5–6 тысяч мест при сохранении габаритов объекта – внес уже сам генподрядчик. Ведь по предложению англичан VIP-зона уходит с верхнего, седьмого яруса на третий, и на «галерке» появляется пустой этаж, куда можно пристроить сборно-разборные трибуны. Накануне аншлаговых матчей численность болельщиков можно легко увеличить с базовых 62 до 67–68 тысяч человек всего за пару часов.
Заказчик объекта – городской комитет по строительству – с рекомендациями IMG, которые сделают будущий стадион еще более современным, уютным, вместимым и безопасным, согласился. Правда, вся эта футбольная «перепланировка» внесла очередные коррективы в сроки сдачи объекта – они сдвинулись еще на год, на конец 2011-го
Маховик перестройки завертелся. Заказчик провел конкурс на корректировку стадии проекта, который в апреле выиграл институт «Моспроект-4». Именно эта структура получила полномочия увязать в единое целое архитектурный проект, разработанный японским бюро Кисе Курокавы, и одобренные всеми инстанциями изменения.
После этой работы технические и финансовые параметры нового проекта должны были согласовать специалисты Главгосэкспертизы (ГГЭ). Генеральный директор инжиниринговой корпорации «Трансстрой» Михаил Леонтьев, с которым корреспондент «НВ» общался сразу после того, как «Моспроект-4» выиграл конкурс, подчеркнул, что петербургский стадион можно успеть построить к концу 2011 года, если генподрядчик получит от заказчика согласованный в госэкспертизе проект не позднее сентября текущего года.
И вот на дворе октябрь, а доработанный проект все еще изучается специалистами ГГЭ, причем по частям. По действующему законодательству экспертиза должна согласовать или отвергнуть заявку за 90 дней, но на практике этот процесс, как правило, затягивается. Первоначальный проект стадиона на Крестовском, например, эксперты согласовывали целых 9 месяцев – с октября 2007-го по август 2008 года. Если и на этот раз специалисты ГГЭ будут изучать проект стадиона столь же долго, генподрядчик получит от заказчика чертежи только к лету следующего года. При таком развитии событий проблематично возвести арену даже к концу 2012 года.
Впрочем, председатель комитета по строительству Вячеслав Семененко настроен более оптимистично:
– Все работы по корректировке проекта мы провели в кратчайшие сроки. Однако последние изменения, а именно включение в функциональные возможности стадиона проведение концертов, были внесены только в сентябре. Проект отправлен на повторное заключение. По договору стадию экспертизы мы должны пройти до конца ноября 2010 года.
Вячеслав Семененко оценивает текущее отставание от графика в 6–8 месяцев (по разным видам работ), но подчеркивает, что «отклонения от графика – это не прецедент при таком сложном объекте». Однако, если отставание останется на этом уровне, «Газпром-Арена» будет открыта только в апреле-июне 2012 года. Тем не менее председатель комитета финансов Эдуард Батанов заверяет общественность, что трехъярусный семиэтажный стадион будет построен к концу 2011 года!
Видимо, одна из функций у чиновников такая: озвучивать завизированные сроки, пока об их переносе не объявит губернатор или другой топ-чиновник. Так, в апреле 2010 года заместитель председателя комитета по строительству Александр Дюк заверял «НВ», что арена на Крестовском острове будет сдана через семь месяцев – 15 ноября 2010 года. А ведь темпы работ на объекте из-за грядущей корректировки проекта к весне уже были резко снижены, почти законсервированы.
На многочисленных футбольных форумах, кстати, болельщики «Зенита» пишут, что «заверения городских властей построить стадион в 2008… 09… 10… 11 годах, когда на объекте полностью закончились работы разве что нулевого цикла, попросту раздражают». Люди справедливо полагают, что о конкретных сроках ввода в эксплуатацию можно говорить только тогда, когда смонтированы трибуны, раздвижная крыша, засеян газон на футбольном поле и исправно работают его выдвижные механизмы…
Руководители «Инжтрансстроя», компании генподрядчи-ка, ситуацию с проектировочным «форс-мажором» на питерском объекте пока не комментируют. Как это и принято в отношениях щедрого работодателя (стоимость «футбольного» контракта – свыше 13 миллиардов рублей) и исполнителя, строители не выносят сор из избы. Официальное заявление корпорации по этой проблеме, впрочем весьма расплывчатое, высказала директор по связям с общественностью Елена Гурьянова:
– Строители заинтересованы в скорейшем получении заключения экспертизы. Они готовы построить стадион на Крестовском острове в соответствии со всеми заложенными по проекту инженерными и технологическими решениями в кратчайшие сроки.
Как бы то ни было, пусть и по объективным причинам, но почти весь 2010 год для строительства футбольного стадиона оказался фактически потерян. Ведь возводить каркас и конструкции наружных пяти этажей без получения чертежей нового проекта с визой Главгосэкспертизы генподрядчику запрещено. На стройплощадке сейчас работают всего пять сотен человек (тогда как проектная мощность стройплощадки – 5 тысяч рабочих). Они доводят до ума два подземных, подтрибунных этажа, которые будут спрятаны в насыпном холме (их не коснулись проектные изменения). А ведь в этом году «Инжтранстрой» планировал закончить монтаж железобетонных конструкций всех трибун, а при идеальном раскладе – даже собрать раздвижную крышу. Теперь все эти глобальные операции, увы, переносятся на следующий год.
Болельщики, конечно, потерпят: пять лет ждали, подождут и шестой. Ведь генподрядчик пообещал построить в Питере лучший футбольный стадион не только в России, но и в Восточной Европе. Лишь бы шестой строительный сезон на Крестовском острове не превратился в седьмой, восьмой и так далее.
хроника2005 год. Объявлен международный конкурс на архитектурный проект будущего стадиона.2006 год (август). Победителем конкурса становится архитектурное бюро Кисе Курокавы.2006 год (декабрь). Генподрядчик (ООО «Авант») приступает к работам нулевого цикла. Стоимость контракта – 6,7 миллиарда рублей. Срок сдачи – декабрь 2008 года.2007 год. Сроки ввода стадиона переносятся на конец 2009 года.2008 год (август). Получено заключение Главгосэкспертизы, которое утвердило новую смету – 23,1 миллиарда рублей. 2008 год (сентябрь). Из-за удорожания проекта контракт с генподрядчиком расторгнут и объявлен новый конкурс.2008 год (декабрь). В конкурсе побеждает компания «Инжтрансстрой», пообещавшая построить стадион на 5 миллиардов дешевле.2009 год. Объявлен новый срок сдачи объекта – 15 ноября 2010 года.2010 год (январь). Для экспертизы проекта приглашены специалисты IMG.2010 год (февраль). Работы на объекте приторможены.2010 год (апрель). Объявлен конкурс на корректировку проекта, в котором победила компания «Моспроект-4».2010 год (май). Срок окончания строительства переносится на конец 2011 года. 2010 год (октябрь). Заключение Главгосэкспертизы, без которого продолжение возведения стадиона невозможно, до сих пор не получено.
Если проект подорожает, стройка затянется еще больше
Вердикт специалистов ГГЭ чрезвычайно важен не только для того, чтобы на полную мощность возобновить строительство на Крестовском острове, но и понять, сколько будет стоить стадион после корректировки проекта.
Если новый обсчет покажет, что стоимость работ увеличится более чем на 10 процентов, заказчик обязан провести новый конкурс по выбору генподрядчика. А это мы уже проходили. В августе 2008 года Главная государственная экспертиза после 9-месячных расчетов согласовала технические параметры и утвердила полную смету нового футбольного стадиона для «Зенита». Уточненная стоимость стадиона – 23 миллиарда 700 миллионов рублей – обескуражила Смольный, так как первоначальная смета составляла 6 миллиардов 670 миллионов рублей. Таким образом, базовая смета, вписанная в контракт с генподрядчиком, увеличилась не на 20 и даже 50 процентов – в три с половиной раза. Первый генподрядчик строительства – управляющая компания «Авант», которая за полтора года не успела даже завершить работы нулевого цикла, но потратила на погрузку свай в основание арены свыше 5 миллиардов рублей, – был немедленно отправлен в отставку.
В повторном конкурсе, который в декабре 2008 года выиграла корпорация «Инжтрансстрой», «Авант» даже не участвовал. Однако из-за проведения этого «соревнования» работы на спортивном объекте были законсервированы почти на полгода. Не исключено, что после текущего обсчета экспертами ГГЭ всех работ на объекте его стоимость выйдет далеко за 13 миллиардов рублей, за которые обещал достроить стадион «Инжтрансстрой». И вероятность этого велика – так как видоизменять проект Кисе Курокавы с учетом пожеланий заказчика и эксплуатирующей структуры пришлось изрядно.
Если новая стоимость выйдет за пределы 15 миллиардов рублей, городу придется проводить третий тендер по выбору главного строителя, хотя «Инжтрансстрой» в консервации работ в 2010 году и не виноват. Но процедура есть процедура, и она займет несколько месяцев. Главный строитель Петербурга Вячеслав Семененко, судя по его ответу «НВ», возможность нового конкурса не исключает:
– Увеличение объемов, расширение функций, новые технологические требования, улучшение безопасности и комфорта трибун, естественно, предполагают увеличение стоимости. После положительного заключения экспертизы, возможно, понадобится новый конкурс, но совсем не обязательно.
Валентина Матвиенко недавно призвала городской бюджет жить по средствам, но стадион, похоже, может стать для местной казны тяжелым бременем. Председатель комитета финансов Эдуард Батанов озвучил объемы финансирования стадиона на текущий год – 5,4 миллиарда рублей, которые и закрыли бы стоимость действующего «футбольного» контракта с «Инжтрансстроем». А что делать, если Главгосэкспертиза скажет, что новой ценой достройки стадиона эксперты объявят не 13, а, скажем, 20 миллиардов рублей? Будем строить арену неспешно, исходя от возможностей казны, как Западный скоростной диаметр в 2009–2010 годах? Словом, велика вероятность того, что главный городской стадион станет классическим долгостроем с колоссальной потерей не только времени, но и денег.
При этом именно долгострой при постоянном росте цен на стройматериалы является главной причиной удорожания любого проекта. Самым дорогим спортивным сооружением мира пока является футбольный стадион «Уэмбли», который, как и его питерский «коллега», возведен с нуля на месте прежней арены. Этот стадион строился 6,5 года вместо четырех по утвержденному мэрией Лондона плану. Из-за временного индекса-дефлятора стоимость работ возросла там в 2,5 раза – с 325 до 760 миллионов фунтов стерлингов.
Как известно, лучшее – враг хорошего. На будущем стадионе «Зенита» после корректировки и улучшения проекта можно будет проводить полуфиналы чемпионатов мира и финалы Лиги чемпионов. А если заказчикам из комитета по строительству в ходе строительства захочется «замахнуться на Вильяма нашего Шекспира» – чтобы на питерской арене прошел финальный матч чемпионата мира 2018 года – вдруг форум получит Россия? Тогда придется вновь корректировать проект, вместимость трибун и сроки строительства. Аккурат к 2018 году и построим.
…Однако хочется верить, что европейские топ-команды хотя бы через два года будут играть с «Зенитом» в Лиге чемпионов не на натруженном газоне «Петровского», а на новеньком выдвижном поле стадиона на Крестовском острове, где от дождя и снега можно спрятаться под раздвижной крышей диаметром 286 метров.