Не мелочись, страна!

Копейка – монета с 500-летней историей, ставшая «героем» множества пословиц и поговорок, – может навсегда исчезнуть из кошелька россиян. Такая же судьба ждет в будущем и пятак

 

Копейка – монета с 500-летней историей, ставшая «героем» множества пословиц и поговорок, – может навсегда исчезнуть из кошелька россиян. Такая же судьба ждет в будущем и пятак

С идеей изъять из оборота мелочь, заполонившую карманы и кошельки граждан, выступил Центробанк. Причина сугубо экономическая: производство копейки обходится в 47 раз дороже номинала, а чеканка пятикопеечной – в 14 раз. В Комитете Госдумы по финансовому рынку предложение ЦБ поддержали. Штурмовать отделения банков и сдавать там «металлолом» нам не придется. Копейки и пятаки больше не будут выпускать и выведут из оборота постепенно.

По мнению специалистов Гознака, монеты достоинством в одну и пять копеек в России практически не востребованы. После чеканки мелочь поступает в коммерческие банки, затем расходится по торговым сетям, после чего оседает в карманах россиян. И действительно: покупателям гораздо проще и быстрее рассчитаться купюрой, чем отсчитывать медяки. Монеты востребованы только в расчетах за жилищно-коммунальные услуги.

Копейка в ее нынешнем виде появилась после деноминации рубля – с 1 января 1998 года. И в тот момент уже было понятно, что монетка с изображением Георгия Победоносца, попирающего копьем змея, вряд ли окажется популярной в расчетах, а в современной России на нее давно уже нельзя ничего купить. Поэтому из экономических соображений отказ от чеканки копеек, а следом за ними и пятаков выглядит весьма закономерным. Но есть и другая сторона проблемы, лишь отчасти связанная с финансами, а больше – с историей.

В России копейка родилась в XVI веке и фактически умерла вместе с Советским Союзом. На протяжении почти пятисот лет она не только оставалась популярной монетой, но и прочно вошла в народный фольклор. Крылатые фразы «Копейка рубль бережет», «Влететь в копеечку», «Размах – на рубль, удар – на копейку» до сих пор остаются в ходу. И вряд ли исчезнут вместе с монетой.

 

психологический портрет Мелочь в кошельке расскажет о характере

Ольга Дейнека, профессор кафедры политической психологии Санкт-Петербургского государственного университета:

– Некоторые считают, что печатать монеты экономически невыгодно, но, может быть, мелочь психологически комфортна и не стоит торопиться от нее отказываться?

Безусловно, народная мудрость, сконцентрированная в высказываниях: «Копейка рубль бережет» и «Все до копейки», опирается на опыт и привычки людей. С точки зрения психологии крупные купюры ассоциируются со сбережениями, а мелкие – с тратами. Очень часто человек не торопится разменивать тысячную купюру и оставляет ее, иногда даже во вред себе, не покупая нужный товар. А вот мелкие купюры – 100, 50 и 10 рублей тратит легко и порой даже больше, чем запланировал. И ту же  1000 рублей в мелких купюрах может потратить быстрее, чем тот же номинал в деньгах низкого достоинства. Итак, мелкие деньги располагают к тратам. Получается так: с экономической точки зрения 10 рублей бумажными и в виде монеты одинаковы по номиналу, а с психологической точки зрения 10-рублевую монету человек потратит быстрее.

Кроме общих закономерностей денежного поведения есть еще индивидуальные различия. Отношение к деньгам, в частности к монетам, может рассказать о некоторых чертах характера человека. Одни стремятся поскорее избавиться от мелочи, другие, напротив, тщательно раскладывают ее по номиналу в специальных кошельках. Мелкие деньги любит внимательный, аккуратный и бережливый человек (как любой другой продукт, монета – это труд человеческий, и выбрасывать ее, даже мелкую, не стоит). Неприязнь к мелочи может быть связана с самооценкой, амбициями и некоторыми комплексами личности, и даже с полом. Так, мужчины чаще избавляются от мелочи, которая порой унижает их достоинство, также они чаще оставляют мелочь в качестве чаевых или просто на кассе.

Есть несколько моментов, которые могут создавать психологическую ценность мелочи. Выделю несколько мотивов, по которым люди не хотят с ней расставаться.

Во-первых, как бы это парадоксально ни звучало, но мелочь дает человеку ощущение финансового контроля. Как правило, бережно к монетам относятся те, кто привык четко знать, сколько у них лежит на банковском счете и в кошельке. Знание собственного бюджета, как правило, ограничивает неоправданные запросы человека и держит его траты в узде. Отсюда и бережное отношение к монетам. Например, финансовый контроль, как показывают наши исследования, очень хорошо развит у банковских служащих.

Во-вторых, человек может бережно относиться к мелочи, потому что он бережлив от природы. Просто он экономный человек в силу своего характера, и все!

В-третьих, это может быть проявлением мотива безопасности. Мелочь для человека может стать гарантией того, что он не переплатил. Другими словами, в этом случае человеку нужен ассортимент купюр и монет для расчета, чтобы осуществить его быстро и точно (в маршрутном такси или в аптеке, например, где цены все еще предполагают участие копеек). Человек должен быть уверенным в своей готовности это сделать и не беспокоиться, что ему не обеспечат сдачу. То есть монеты дают ему свободу выбора при платеже – заплатить одной купюрой или монетами.

В-четвертых, есть категория людей, которые любят мелочь, потому что в принципе обращают внимание на мелочи, детали, то есть внимательные, пунктуальные и аккуратные во всем люди. Например, такой человек может запомнить, закрыта дверь или открыта, и так далее.

И, наконец, к еще одной категории любителей копеек относятся люди, испытывающие неприязнь к крупным деньгам. Такие тоже есть! Например, из-за боязни их потерять или неправильно потратить.

Итак, монеты нужны, но очень важно, чтобы, как и все формы денег, они были психологически правильно изготовлены и удобны в хождении, обслуживали так называемую эргономику денег.

Под ней подразумевается удобство и психологический комфорт денег. К новым 10-рублевым монетам у нас могут быть претензии, потому что эргономические нарушения в их исполнении присутствуют. Десятирублевая монета отличается от двухрублевой лишь цветом, а по форме они одинаковы. Поэтому человек, страдающий дефектами зрения, а также в ситуации плохого освещения может легко спутать эти монеты. Отсюда и дискомфорт при расчете ею, и разочарования от ошибок. Наверное, отчасти именно этим можно объяснить негативное эмоциональное отношение со стороны многих пожилых людей к 10-рублевой монете.

Потом не стоит забывать и о том, что люди в большинстве своем с настороженностью воспринимают любые денежные реформы. У них есть установка: если что-то меняют, то не в нашу пользу. Так, например, если государство уберет копейки, то, скорее всего, начнут округлять суммы при расчетах в магазинах и учреждениях не в пользу потребителя, а, наоборот, в ущерб ему. Вполне понятно, что сегодня люди тревожатся по этому поводу, особенно малоимущие.

 

история вопроса Копейки были золотыми и фальшивыми

Копейка появилась в результате денежной реформы 30-х годов XVI века, которую провел великий князь Московский Василий III. Эта реформа известна как денежная реформа Елены Глинской. Серебряная копейка стала базовой монетной единицей. Тип копейки и техника ее производства оставались неизменными до начала XVIII века.

Во времена Василия Шуйского появились золотые копейки такого же типа и веса, что и серебряные, но в десять раз дороже. Однако вскоре после выхода указа о выпуске этих монет Шуйского лишили трона. В 1655 году начали чеканить медные проволочные копейки. Однако это привело к исчезновению серебра, появлению фальшивых копеек и росту цен.

В 1662 году произошел знаменитый «медный бунт», и уже в следующем, 1663-м, правительство вернулось к чеканке серебряной монеты. «Период серебряной копейки» длился до начала XVIII века, когда Петр I решил повторить попытку своего отца. Так, в 1704 году появилась большая медная круглая по форме копейка (100 копеек составили рубль, который также приобрел монетную форму). Она имела те же изображения, что и серебряная.

Со второй половины XVIII века чеканка копеек стала регулярной, сама же монета постоянно уменьшалась в размере и весе. В 1757 году появилась монета номиналом две копейки, в 1827-м – три копейки, в 1762 и 1796 годах чеканилась монета номиналом четыре копейки, в 1723 году впервые появился пятачок.

Последние медные монеты царской России были отчеканены в 1916 году. После Гражданской войны советская власть возобновила выпуск медных копеек в 1924–1925 годах. Это была монета, близкая по размеру и весу к своей предшественнице (диаметр 21,3 мм, вес 3,27 г). Однако уже в 1926 году появилась копейка диаметром 15 мм и весом 1 г. Для ее изготовления сначала использовалась алюминиевая бронза, с 1961 года – медно-цинковый сплав.

 

есть мнение Копейки выгоднее сдавать на цветной металл

Валерий Маресин, главный редактор информационного бюллетеня «Ценные бумаги: регистрация, экспертиза, фальсификация»:

– Вообще, это общемировая практика – отказываться от номиналов, которые фактически вышли из обращения. И в России это уже не первый случай, правда, все они связаны с различными потрясениями, например Октябрьской революцией. Но сегодня Центробанк апеллирует к другим причинам. Первая причина – экономическая. По данным Гознака, который чеканит эти монеты, пятикопеечная монета обходится при чеканке в 72 копейки, а однокопеечная, соответственно, чуть-чуть меньше. То есть, по сути, это нецелесообразно. Вторая причина – основная для ЦБ – состоит в том, что эти мелкие номиналы фактически выведены из обращения. Центробанк хочет лишь узаконить это. Третья причина, которая напрямую связана со второй, состоит в том, что ценность этих монет упала до предела. Некоторые уже посчитали, что, если сдавать их как цветной металл, выйдет гораздо дороже, чем номинал этих самых копеек.

 

Копейка уйдет, а инфляция останется

Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики института экономики РАН:

– Среди профессиональных экономистов есть такая примета – когда идет укрупнение номинала национальной валюты, значит, уровень инфляции подходит к какой-то серьезной черте. Вывод из обращения мелких монет является одним из признаков того, что инфляция у нас – надолго, причем инфляция серьезная. Стало быть, о планах правительства снизить инфляцию – например, до 5 процентов в год – надо забыть.

Вывод из оборота вот этих маленьких монеток и округление цен – очень непредсказуемый шаг. Как только розничная торговля поймет, что можно округлять цены, уверен, это коснется не только копеек. То, что стоило сегодня 49 рублей, завтра будет стоить 50, а ценник на 75 рублей завтра будет переписан на 100. Это удар не только по карману малообеспеченных, считающих каждый рубль, но и обычных граждан. А что будет с тарифами на услуги ЖКХ? Ведь там счет идет на копейки. Значит, и тарифы придется менять? Теоретически же можно округлить как в большую, так и в меньшую сторону. Но кто за этим проследит?

Это колоссальный удар по культуре

Алексей Третьяков, председатель совета Ассоциации малого и среднего бизнеса: – С точки зрения экономики выводить копейку надо. Она нерентабельна. К тому же все равно стараются округлять цены, и покупателям лишняя мелочь в карманах не нужна. Однако вывод копейки – это колоссальный удар по культуре. Я не специалист в области социопсихологии, но ведь с копейкой связан огромный культурный пласт. Поговорки вроде «Копейка руль бережет» и так далее. И может быть, сейчас было бы важнее сохранить этот культурный пласт, а не принимать решение, пусть выгодное и абсолютно правильное с точки зрения экономики.

проверено на себе «Хоть пять мешков копеек принесите»

В небольшом торговом павильоне в одном из спальных районов толпится народ. Спешащие с работы петербуржцы покупают хлеб, молоко, яйца. Продавщица довольна – клиентов сегодня хоть отбавляй. С милой улыбкой девушка встречает и нас.

– А вам что, молодые люди?

– Бутылку минералки.

– 27 рублей.

– Пожалуйста! – вываливаем на прилавок огромную гору мелочи (монетки по 1, 5, 10 и 50 копеек), приготовленную заранее.

– Я не возьму это! – кричит девушка.

На резонный вопрос «Почему?» она заявила, что такую гору мелочи у нее хозяева не примут. И никакие увещевания, что это деньги, официально находящиеся в ходу в России, на продавщицу впечатления не произвели. Стоит отметить, что люди в очереди стали заметно нервничать и выражать недовольство задержкой.

Точно такая же история повторилась и в автобусе. Кондуктор наотрез отказался продать билет за гору монеток.

– Езжайте лучше уж так, а мне такая мелочь ни к чему, – заявил мужчина.

Зато в Сбербанке, где многие горожане привыкли оплачивать коммунальные услуги, кассир рассказала, что примет любую сумму в любых монетах.

– Хоть пять мешков копеек принесите, мы обязаны их принять, – сообщила девушка. – Долго только считать придется, а так – никаких проблем.

 

а как у них? Немцы гораздо «мелочнее»

В Германии монета называется Muenze (мюнце). Самая мелкая монетка в 1 цент равна примерно 40 копейкам. При этом 1 цент там ценится больше, чем наша копейка. Например, гель для душа в Дюссельдорфе может стоить от 95 центов до 1 евро 35 центов. И немец расплатится за него мелочью. Когда немцы делают маленькие закупки в супермаркете, они предпочитают выгребать мелочь из своих кошельков. При этом, если на дороге валяется 1 цент, его вряд ли подберут, но если дают сдачу в магазине 1 цент, немцы берут ее, а не оставляют, как русский человек копейки. В Германии наличка не в таком ходу, как в России. Там практически во всех магазинах есть возможность заплатить банковской картой, и многие немцы, если сумма свыше 10 евро, расплачиваются безналичкой.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.