Алла Довлатова: «Артистам специально расшатывают нервы»

Известная актриса и ведущая считает, что в театр уравновешенных людей не берут, а потому на актеров нельзя обижаться, если они ведут себя неадекватно

 

Успешная, молодая, активная, всегда на подъеме – актриса театра и кино, популярная радио- и телеведущая Алла Довлатова (шоу «Подсолнухи» на «Русском радио», программа «Космополитен. Видеоверсия» на ТНТ и «Девчата» на канале «Россия»)  24 октября предстанет на сцене ДК «Выборгский» в качестве исполнительницы главной роли в новом спектакле «Здравствуйте, я ваша теща!». Сыграет Алла героиню, которая очень хочет выйти замуж и ради этого пускается на всяческие хитрости. Эта роль давалась актрисе на сопротивлении: сама она в жизни лишена коварства, человек открытый, доверчивый, часто действует больше по зову сердца и души, нежели расчета.

 – Алла, вы часто наведываетесь из Москвы в родной Питер?

 – Стараюсь бывать чаще. Тут живут мои родители. На днях приезжала, чтобы сняться на Пятом канале в передаче «Клуб знаменитых хулиганов». Я там была героем, меня расспрашивали о том, как я в школе хулиганила.

 – Вы слывете задорным и веселым человеком. Но неужели способны на настоящее хулиганство?

 – Способна! Во мне уживаются какие-то правильные вещи и не очень. Я помню, возглавляла пионерскую дружину в седьмом классе. И привлекла туда мощный костяк – всех своих друзей. Однажды мы все не выучили урок. Что делать? Я срочно собираю совет дружины – сидим с клюшками, с гитарами, имитируем важный сбор. Так мы избежали двоек. А однажды вылезли из окна пионерской на крышу перемычки между школьными зданиями и бегали там, бросаясь снежками. Было очень весело. Но после этого меня выгнали из председателей дружины.

 – Ваш компанейский характер помогает в жизни?

 – И помогает, и мешает. Когда я общаюсь с адекватными людьми, то все отлично. Но иной раз я людей раздражаю тем, что не прячусь ни в какие коконы, а предстаю такой, какая я есть. Я росла в благоприятной обстановке: и родители, и бабушка воспитывали меня с любовью, мною занимались, меня баловали. И у меня не было комплексов. Я никогда не думала что-то скрывать от родных. Сопротивление было окружающему миру. Я грубила, хамила, возмущалась глупыми замечаниями учителей. Меня спрашивали: «Почему я хожу в школу с накрашенными ногтями?» Я считала это идиотским вопросом. Мне всегда хотелось нравиться мальчикам – поэтому я красила ногти, подкрашивала губы блеском.

 – Ваши дети тоже растут раскованными?

 – Младшая, мне кажется, больше похожа на меня – такая же категоричная, несговорчивая. А вот старшая Даша мудростью и спокойствием обладала уже в четыре года. Помню, она запретила мне выяснять отношения с пожилой воспитательницей, которая никак не отреагировала на то, что Даша на прогулке промочила ноги и заболела. Даша сказала мне: «Мама, ничего не говори воспитательнице. Она будет издеваться надо мной, и я не смогу ходить в этот садик». И я сдержала свой пыл – не поехала «рвать» тетеньку на британский флаг. Позднее корректно объяснилась с воспитательницей, и та не обиделась. Убедилась, что дети тоже могут воспитывать своих родителей. А я мама богатая – у меня их трое.

 – Вы много играете в театре. Ведете программы на радио, на телевидении. Где больше нагрузка и где сильнее любовь?

 – Любовь ко всем моим занятиям одинакова. Но легче мне на радио. Я там 20 лет, все знаю и скорее отдыхаю, чем работаю, просто как рыба в воде. Мастер-класс могу давать! Не волнуюсь перед эфиром, хотя и приступила к новому жанру – разговорному ток-шоу на «Маяке». На телевидении, несмотря на то что я там давно и вела разные программы, я волнуюсь больше и чувствую, что мне есть куда расти. Там интереснее. Так же и с театром. В спектакле «Здравствуйте, я ваша теща!» можно увидеть мой рост как актрисы. Это очень смешной спектакль, комедия положений. А в двух других спектаклях – трагикомедии «Кто последний за любовью?» и комедии «Как стать желанной» – я раскрываюсь уже больше как драматическая актриса. Люблю все эти спектакли.

 – Вы предпочитаете антрепризы?

 – Мне нравится играть для широкой публики. Все-таки на Еврипида сегодня мало кто пойдет. Я очень люблю смотреть в зал по окончании представления. Только тогда видишь глаза и получаешь ту энергию и ту благодарность за работу, ради которых и выходишь на сцену. И очень обидно бывает, а это случается чаще всего в Москве, когда зрители, не дождавшись выхода артистов на поклоны, уходят, спешат в гардероб. Но в Питере такого нет, что приятно.

 – Вы учились на курсе у режиссера Игоря Владимирова…

 – Я не только курс окончила у Игоря Петровича, я еще год занималась с ним индивидуально. Он не любил красавиц писаных, искал особинку, изюминку в актрисе, что-то смешное и непосредственное. Я горжусь, что он меня выбрал. Я взяла у него интервью – я тогда на радио работала и училась на третьем курсе журналистики, попутно уже в рекламе на телевидении снималась. Позвонила ему спросить мнение об интервью, а он мне встречный вопрос: «Это ты в телевизоре мелькала?» – «Да». – «А ну-ка живо ко мне».

 – А вы не мечтали об актерской профессии?

 – Не могу так сказать. Я пришла поступать в театральный институт после школы – на курс к Вениамину Фильштинскому. Явилась в коротеньком обтягивающем платьице, ну просто конфетка. Он посмотрел на меня с интересом и спросил, почему я решила стать актрисой? Я сказала, что очень люблю театр, фанатка БДТ и Театра имени Ленсовета, обожаю Георгия Товстоногова, хочу дотянуться до своих кумиров – Алисы Фрейндлих, Владислава Стржельчика, Евгения Лебедева, Ларисы Луппиан, Сергея Мигицко, хочу быть с ними на одной волне. Педагог просто посерел при этих словах и сказал: «Да вы бездарная! Вас на пушечный выстрел нельзя пускать к театральному институту!» Вот потому, когда Игорь Петрович стал уверять, что мне надо обязательно заниматься, что я талантливая и он в этом никогда не ошибается, я сказала: «Нет!»

 – А говорите – без комплексов!

 – Каюсь, был. Во мне его поселил Фильштинский. Но я очень благодарна, что он сказал о моей бездарности. И естественно, в миллион раз я больше благодарна Владимирову, что он меня от этого комплекса избавил. Игорь Петрович сказал мне, что талант – это только 5 процентов способностей, остальное – труд и труд. Рассказывал про Книппер-Чехову, про МХАТ, про себя, про то, как строил свой театр, как ему было тяжело, как он создал Алису Бруновну. Мне это было безумно интересно как журналисту. Мы начали репетировать у него дома пьесу на двоих... Но потом он женился на молодой талантливой актрисе Инессе Перелыгиной, которую нашел в Таллинском театре драмы. Ей тогда было под тридцать, и она была настолько хороша, что, конечно, Игорь Петрович переключился исключительно на нее, начал ставить с ней пьесу «Двуглавый орел». А мне сказал: ну подожди, потом сделаем, поучись пока в институте.

 – Ваш сценический дуэт так и не состоялся?

 – Думаю, у него потом просто сил не хватило. Заболел, мало бывал в институте, в театре. Но все, что ни делается, – к лучшему. Если бы я оказалась у Игоря Петровича на три года раньше, я бы осталась в театре, не вылетела бы из-под его крыла. Но я ушла из Ленсовета, где Владимирова уже не было. И я действительно была последней его ученицей. Мне завидовал Дима Нагиев: «Ты за этот год окончила театральный институт! Если бы ты знала, в какое место ты ходишь!» Наверное, я была легкомысленна. Часто Владимиров говорил мне, что у него ощущение, будто он разговаривает с маленьким ребенком.

 – Кажется, вы и сейчас сохраняете наивность и непосредственность.

 – И не хочу это в себе терять. Мои качества Мастера забавляли, очаровывали, иногда раздражали, но в итоге обезоруживали. И значит, это правильно, это естественно. Значит, это должно оставаться всегда.

 – Однако вы вошли в большое телевидение, где надо иметь цепкие зубы, острые локти, циничный взгляд.

 – Циничности во мне нет. Наверное, от этого большее количество переживаний, чем нужно. И я сделала вывод, что не цепкие зубы и стальные нервы позволяют добиться успеха, а искреннее отношение к людям. Ко всем. Неважно, кто этот человек – администратор на программе или продюсер. Надо искать в каждом что-то прекрасное. Я столько лет проработала на «Русском радио», я искренне относилась к людям, независимо от того, какое кресло они занимали. И потому я получала удовольствие от этой работы. Я, конечно, бываю иногда несдержанной, могу сказать резкое и неприятное – хотя потом сто раз пожалею и извинюсь. Артисты – люди эмоциональные. Артистам даже специально расшатывают нервную систему, когда они еще учатся. В принципе в театр склонные к нервозности люди и приходят – нордических натур туда не принимают. Артисты – те же дети, только едят больше. Это цитата персонажа Владимира Долинского – артиста погорелого театра – из спектакля «Здравствуйте, я ваша теща!». На артистов не стоит обижаться, даже если они ведут себя неадекватно. Им надо все заранее прощать.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.