Вячеслав Заренков: «Небесная линия Петербурга – субстанция духовная»

«НВ» представляет лауреатов премии «Небесная линия», учрежденной Балтийской медиа-группой и Всемирным клубом петербуржцев

 

«НВ» представляет лауреатов премии «Небесная линия», учрежденной Балтийской медиа-группой и Всемирным клубом петербуржцевВ число хранителей небесной линии Петербурга Вячеслав Заренков вошел после истории с новым зданием биржи на Васильевском острове. В середине 2008 года возглавляемый им холдинг «Эталон ЛенСпецСМУ» завершил возведение биржевого комплекса на Большом проспекте. Здание строилось по утвержденному и согласованному во всех инстанциях проекту. И высота его была далека от «рекордной» – всего 18 этажей. Но после появления в интернете известного снимка, на котором новое здание как бы «нависало» над Стрелкой Васильевского острова, в прессе поднялся шум, с осуждением новостройки выступила губернатор, раскритиковал ее и градостроительный совет Петербурга, в том числе архитекторы – авторы куда более скандальных проектов. И Вячеслав Заренков принял решение демонтировать два верхних этажа.

Хотя мог просто проигнорировать все эти протесты – он ни на сантиметр не отступил от согласованного проекта. К тому же на Васильевском острове немало и более высоких зданий. И никакого влияния на панораму Стрелки новая биржа не оказывала – упомянутый выше скандальный снимок был сделан с помощью телеобъектива, который, как подзорная труба, далекие объекты делает близкими.

К слову, странно, что Смольный и архитектурная общественность заметили здание только после публикации этого снимка, хотя в дни экономического форума все городские и федеральные випы десятки раз проезжали по Большому проспекту Васильевского острова, направляясь в «Ленэкспо». Столь же удивительно, что общественность, градсовет и губернатор «в упор не видят» расположенный рядом с биржей жилой комплекс «Финансист» – точно такой же высоты, какой была биржа до сноса верхних этажей.

Но, несмотря на все эти странности, Заренков принял решение демонтировать за свой счет два верхних этажа. Не потому, что был согласен с общественным мнением, – а из уважения к нему. Демонтаж обошелся его холдингу в 15 миллионов долларов. Именно на верхних этажах располагался серверный центр биржи с десятками километров проводов, коммуникационные узлы, да и работать приходилось в уже заселенном здании. Но репутация «Эталона ЛенСпецСМУ» стоила этих денег.

И что еще важнее – этот случай мог стать примером для подражания. Все так называемые градостроительные ошибки Петербурга созданы по утвержденным проектам. И для их авторов это служит «железным» основанием для того, чтобы оставить эти ошибки потомкам. Вячеслав Заренков показал, что есть вещи поважнее и утвержденных проектов, и миллионов долларов. Тот, кто уважает себя, тот уважает и город, в котором живет. И это стоит любых денег…

К сожалению, демонтаж верхних этажей биржи остается единственным в городе случаем понижения высоты уже построенного здания. Ни по суду, ни добровольно никто из застройщиков не пожертвовал квадратными метрами ради сохранения доброго имени. Более того, уже после биржи в Петербурге появились новые «ошибки» – вроде высотных стеклянных мансард «Стокманна» на Невском. Но все же поступок Вячеслава Заренкова остался в памяти сотен тысяч петербуржцев. И может, он повторяется в делах этих людей, пусть даже далеких от строительства и архитектуры: кто-то за свои деньги сажает деревья и цветы у своего дома, кто-то помогает школам и спортивным секциям, останавливает вандалов, выходит на митинги в защиту парков и скверов. И конечно, помнят об этом поступке в БМГ и Всемирном клубе петербуржцев – Вячеслав Заренков наряду с Александром Сокуровым и Михаилом Пиотровским стал лауреатом премии «Небесная линия».

– Вячеслав Адамович, что вы считаете небесной линией Петербурга? Она реально существует – или это просто красивое выражение, не имеющее конкретной смысловой нагрузки? Или это некий завет предков – сохранять традиции петербургского градостроительства? В каком смысле вообще сегодня можно говорить о небесной линии, когда панорама города перечеркнута трубами ТЭЦ и высотными жилыми комплексами, – в прямом или в переносном?

– С моей точки зрения, это не какая-то реально видимая или документально закрепленная линия, ограничивающая высоту построек. Небесная линия – в большей степени духовная субстанция, говорящая архитекторам, как должен застраиваться Санкт-Петербург. Однозначно, что центральные районы города должны быть ниже шпиля Петропавловской крепости и Исаакиевского собора. Но ведь ни сам собор, ни шпиль не портят, а украшают город, хотя их высота значительно выше условно принятой КГА и общественностью горизонтальной высотной линии. В то время как дымовые трубы такой же высоты, о которых вы говорите, уродуют город.

Дело не в высоте сооружений, а в его архитектурном облике, в его сущности. И кто знает: может, найдется архитектор, который спроектирует шедевр, который будет выше Исаакиевского собора, но впишется в общий ансамбль и будет украшать город. И мы будем любоваться им. То же и с дымовыми трубами. Дело не в том, что они высокие (Эйфелева башня тоже высокая), а в том, что они уродливые.

– Многие зарубежные архитекторы считают, что крупные города не могут избежать высотного строительства, так как оно позволяет экономить территорию, оставляя место для зелени, дорог. Как, по вашему мнению, должен расти Петербург – вверх или вширь?

– Я думаю, Петербург должен расти вширь – таковая наша традиция. При этом высотные доминанты, особенно в спальных районах города, не исключены. Но дело не в экономии земельных ресурсов. Главное, чтобы соблюдались принципы комплексной застройки. Любая застройка – высотная, средне- или малоэтажная – должна предусматривать полный набор ландшафтных решений и социальной инфраструктуры. Везде должны быть места для зелени, для автостоянок, для дорог с газонами, для новых магазинов и так далее. Сами по себе высотные здания не зло и не добро. Важно правильное архитектурное сочетание разной высоты зданий. Небоскреб, стиснутый пятиэтажками, будет выглядеть нелепо. А если вокруг него будет открытое пространство, близлежащие здания будут с ним гармонировать по стилю, все это будет объединено общим архитектурным решением в увязке с ландшафтными проектами – это будет красиво и удобно.

– Как новая архитектура должна быть связана со старой – так, чтобы новые районы Петербурга не были копиями аналогичных районов Москвы, Новосибирска и других городов?

– В исторических районах новая архитектура должна максимально учитывать окружающую существующую застройку. Если мы не можем создать что-то сопоставимое по красоте с XVIII–XIX веками – а пока таких проектов в центре не было, – то лучше и не выделяться, делать что-то скромное и стилизованное под окружение. А вот в новых районах архитектура может быть достаточно самостоятельной, иногда и смелой. В любых случаях постройки не должны быть унылыми, серыми и, конечно, не однообразными, как близнецы-братья. Люди, живущие в спальных районах, должны чувствовать, что живут в современной части города, но все же в Петербурге, а не в Омске или Томске. Но как этой цели достичь, я пока не знаю. Традиции петербургской архитектурной школы, которая умела сочетать красоту и индивидуальность зданий с разумными ценами, с бизнес-окупаемостью, боюсь, во многом утрачены.

 

Эта страница использует технологию cookies для google analytics.