Восемь лет без права переписки
Некоторые итоги Всероссийской переписи населения можно подвести уже сейчас
Некоторые итоги Всероссийской переписи населения можно подвести уже сейчасПредыдущая перепись населения в нашей стране состоялась восемь лет назад. Сейчас у нас уже другая страна. Позади тучные годы, кризис, выход из кризиса. Непонятно, правда, куда ведет этот выход… Ответ и должна дать состоявшаяся перепись – с этим никто не спорит. Но тем не менее к завершившейся кампании было очень много вопросов… Главные – слабая работа по информированию населения и формализм при организации мероприятия. А ведь данные, которые будут получены при подведении итогов переписи, должны определить социальную и экономическую политику страны на ближайшие несколько лет.
«Идейная ошибка» заказчиков переписи – всего одна. Государство не дало нам развернутого ответа: как именно будут учитываться результаты переписи. Да, есть официальный сайт Росстата «Перепись 2010». Но на главный вопрос: «Зачем?» – он дает весьма обтекаемый ответ: «Информация о численности и составе населения необходима для формирования бюджетов всех уровней, на ее основе производится расчет параметров социально-экономического развития России и ее регионов…»
Нам всем долго внушали мысль, что нужно жить по законам рынка. Так давайте использовать рыночные аргументы и при агитации за участие в переписи. Если вы (то есть государство) за мои (в смысле – бюджетные) деньги проводите столь масштабное мероприятие, то объясните, что оно даст лично мне и каждому из нас? Если, к примеру, выяснится, что половина населения России вынуждена, чтобы прожить, своими силами выращивать картошку, какие выводы из этого будут сделаны? Всем прирежут еще по шесть соток и бесплатно обеспечат удобрениями? Поднимут зарплаты, чтобы не было нужды горбатиться на огороде? Или, напротив, срежут – потому что огородник и так себя прокормит? А что будет делать правительство и Госдума, если узнают, что Дальний Восток уже наполовину китайский, а в крупных городах больше трети населения – мигранты из ближнего зарубежья? Объявят о депортациях, о программах ассимиляции или, напротив, заявят, что все замечательно – Россия стала страной, привлекательной для всего мира?..
Нам на эти вопросы отвечали в том духе, что «вот сначала узнаем реальную картину, а потом будем думать». А это у многих рождало подозрения. В том, что вопросы о жилье нужны для введения рыночного налога на недвижимость. Что пенсии повышать не обязательно, потому что старики и с нынешними умудряются выживать. Скорее всего – это пустые страхи, но организаторы переписи и их должны были учитывать.
Но главное – это формализм при организации переписи. Складывалось впечатление, что ее целью было не получение достоверной картины, а освоение отпущенных на мероприятие денег. Отсутствие информации, негласно разрешенное вранье и приписки наглядно показывают, что достоверные сведения о жизни граждан никому особо не нужны.
Но подмена работы зарабатыванием денег – беда не статистиков, а всего нашего госсектора. Кто вовремя и полностью все деньги потратил – тот и передовик. Можно не сомневаться, что 17 миллиардов, отпущенные на перепись, тоже освоены полностью. А вот стоит ли полученная информация этих средств?
Владимир Новиков,редактор отдела экономики «НВ»
«Если к нам такое отношение, то почему мы должны проявлять сознательность?»
С самого начала переписи многие петербуржцы не могли узнать адреса переписных участков. Создавалось впечатление, что они держатся в секрете. Об этом говорили люди, звонившие в редакцию «НВ» с первых дней Всероссийской переписи населения. А единственный на весь город номер горячей линии либо не отвечал, либо был занят часами.
Почему нельзя было повесить список адресов в общественных местах, которые чаще всего посещают горожане (на почте, в сберкассе, в аптеке, в крупных магазинах, да даже в транспорте, наконец). Не логичней ли было заменить плакаты с призывами «России важен каждый!» конкретными адресами и рекомендациями – куда прийти или по какому номеру позвонить.
При этом переписчики не проявляли особого рвения в поисках граждан.
– Одно дело, если бы к нам пришли домой, как это было заявлено, но нам в почтовый ящик просто кинули бумажку, на которой даже телефон участка не написали, – рассказала читательница «НВ», житель Центрального района Наталья Лазарева. – А то, что мы с мужем работаем и не можем тратить время?.. В конце концов, это государству нужна перепись, а не нам!
– Все выходные была дома, никто ко мне не приходил, – пожаловалась корреспонденту «НВ» Ольга Федосцева, проживающая в доме № 8 по Кирочной улице. – А потом в почтовом ящике нашла повестку с просьбой явиться на переписной пункт. У меня сразу руки опустились. Я совсем не против переписи. Но если к нам такое отношение, то почему я должна проявлять сознательность?
Софья Андреева
«Все делается для галочки»Большинство переписчиков – студенты. И вместо того чтобы ходить по квартирам, молодые люди часто попросту оставляли уведомления о том, что надо прий-
ти и переписаться. И делали это не только в тех случаях, когда им никто не открывал дверь. В «Петростате» подобные случаи списывают на несознательность студентов. Однако сами юные переписчики говорят: мол, какая может быть сознательность, если нас буквально заставили работать, причем бесплатно.
Вот что нам рассказал один из студентов-переписчиков на условиях анонимности.
– В начале октября нас собрали в деканате и сказали, что надо помочь в переписи. Когда мы пришли на участок, выяснилось, что из 41 волонтера зарплату получат только 14 человек. Дескать, желающих подзаработать много, а денег – мало. Юноши галантно уступили оплачиваемую работу девушкам, которые ходили по квартирам с утра до вечера. Остальные же сидели на участках «за спасибо» по 3–4 часа в день.
Возмущенные студенты попытались разобраться в деканате вуза. Но молодым людям сказали четко: «Надо!» По мнению преподавателей, студентов должно было подкупить то, что на это время их освободили от занятий и что работу по переписи им засчитают за практику. Но, как оказалось, на втором курсе практики нет и в помине. А за учебу многие из них платят из собственного кармана. Получается, что две недели платных лекций – коту под хвост.
– В деканате нам пообещали послабления на сессии и дали понять, что лучше не возмущаться и помочь добровольно, проректор повторял одну фразу: «Вы должны чувствовать ответственность!» – рассказал наш собеседник.
Насколько при таком подходе будут достоверны данные переписи? Каждому переписчику нужно было опросить 400 человек. Действительно ли опрошен каждый из них?
– Дверь открывают далеко не все, а план надо выполнять, – продолжает наш переписчик. – Вот и приходилось придумывать бездомных – Иванов Иван Иванович, например. Ведь достоверность этих данных проверить сложно. Более того, в списках есть дома, которых, оказывается, уже давно нет и в помине – они снесены. Как переписывать их жильцов? Тогда нам советовали переписывать данные из других домовых книг. Про выполнение плана нам говорили и заведующие переписных участков – они сами рекомендовали придумывать бомжей. Так что в целом мое отношение к переписи отрицательное. Все делается для галочки. Получается, что нас как дурили, так и дурят.
Софья Прокошева
А зачем она вообще нужна?Крылатая фраза, что статистика знает все (а потому никакая перепись, мол, и не нужна), уравновешивается другой столь же известной фразой – о том, что есть ложь, есть наглая ложь и есть статистика. И пусть статистики не обижаются (наш Росстат – хорошо организованная машина, использующая самые современные методики), но «голая» статистика по своей природе не лезет в глубину вопроса.
Простой пример. По официальным данным за 2008 год, количество бедных (то есть людей, имеющих доход ниже прожиточного минимума) в нашей стране составляло 13 процентов, более 18 миллионов человек. С научной точки зрения – это ахинея. Сам термин «прожиточный минимум» подразумевает, что ниже этого уровня выживание невозможно. Но ведь эти 18 миллионов как-то живут. Во всяком случае, смертей от голода и от холода (когда человеку нечего есть и нечего надеть) не так много.
Вот перепись и должна дать ответ на вопрос, как им это удается.
«Противники» переписи утверждают, что никакой «картины жизни в стране» она не даст – потому что никто не запрещает опрашиваемому врать. У человека три квартиры и два коттеджа, а он может сказать, что живет в коммуналке и вообще у него доход ниже прожиточного минимума. Нелегальный же мигрант, который даже родной язык знает плохо, может сообщить переписчику, что он петербуржец в десятом поколении, профессор и полиглот.
Но те, кто заранее ставит итоги переписи под сомнение, не очень хорошо знают статистику и социологию. Существует «закон больших величин». К примеру, если десять раз подбросить в воздух монетку, существует вероятность – хотя и очень маленькая, – что все десять раз она упадет на пол одной и той же стороной. Но если подбросить ее тысячу раз – число «орлов» и «решек» будет примерно одинаковым. Законы физики не запрещают монетке 900 раз упасть на одну сторону, закон больших величин – запрещает. Так вот, этот самый закон утверждает, что большинство людей дадут правдивые ответы на большинство вопросов переписчиков.
Более того, еще до начала переписи было известно, сколько людей намерены дать правдивые ответы на все вопросы (27 процентов мужчин и 31 процент женщин), сколько будут «ограниченно правдивыми» (48 процентов) и сколько откажутся (от 2 до 10 процентов в зависимости от региона и социальной группы). Эти данные были получены в ходе нескольких предварительных опросов. И ничего сенсационного в этих данных нет – такое отношение к вопросам переписи характерно не только для России. Все это с помощью соответствующих методик учитывается при обработке результатов переписи.
Но звучит и еще один вопрос: зачем нужно тратить 17 миллиардов рублей на сбор сведений, которые и так есть в государственных базах данных? О недвижимости – в ПИБах и ГБР, о месте жительства – в паспортных столах, о студентах – в Минобр-
науки, о школьниках и детсадовцах – в гороно, о доходах знает налоговая, а теневые доходы можно посчитать по косвенным признакам.
И действительно – идея свести все ныне разрозненные данные о каждом человеке в единый электронный документ бродила в головах наших чиновников лет десять назад. Казалось бы, как удобно: все данные заносятся в личное досье и автоматически корректируются в центральном суперкомпьютере – не нужно никаких переписей, все про всех и так известно.
Слава богу, идея провалилась. По техническим причинам. Но если бы ее удалось реализовать – это было бы страшно. Это был бы тоталитаризм из фантастических романов-ужастиков. Государство не имеет права контролировать всю жизнь своих граждан.
Но государству необходимо, как уже было сказано, иметь реальную картину жизни страны. Поэтому и существует компромиссный вариант, устраивающий всех, – перепись раз в несколько лет на условиях анонимности, с правом врать или вообще отказываться от ответов. Именно это право дает нам ощущение свободы выбора – а свобода рождает в нас и чувство ответственности.
Иными словами, перепись нужна. И именно в таком виде, как она задумана на сегодня. Но прошедшая перепись в очередной раз доказала, что даже самая благая идея может быть загублена на корню ее плохим исполнением.
Владимир Владимиров
«В игры с государством не играю!»Помните такой диалог:
– Хочу предложить вам взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.
– Нет, не возьму.
– Почему?
– Не хочу.
– Вы не сочувствуете детям Германии?
– Сочувствую.
– Жалеете по полтиннику?
– Нет.
– Так почему же?
– Не хочу.
…Я не поддерживаю, но понимаю людей, которые на прошлой неделе в Екатеринбурге расклеивали листовки с призывом бойкотировать Всероссийскую перепись населения. И я в этой переписи не участвовал. И не потому, что лень – не сломался бы. И не потому, что вредный – почему бы не дать студенту-переписчику заработать? И уж, конечно, не потому, что я вот такой граждански безответственный. Напротив, отказ от участия в этом мероприятии – едва ли не последняя возможность выразить свою гражданскую позицию.
Что мы имеем на сегодня, кроме нефти, планов модернизации и разговорах о борьбе с коррупцией?
Чиновники и их друзья-бизнесмены погрязли в роскоши. Из-за этого каждый километр дороги обходится нам в сотни миллионов рублей, а на пенсии и прочие социальные выплаты остаются жалкие крохи.
Простой человек бесправен, беззащитен перед милицейским произволом и судейской продажностью. Все, на что мы имеем право, – это платить налоги и отдавать некие священные долги организации, которая называется армией.
При этом государство чуть не еженедельно заставляет нас собирать справки, обивать пороги присутствий и платить, платить, платить...
И вот в этой обстановке оказывается, что «России важен каждый!» Аж прослезиться можно…
Меня на эту демагогию не купишь! Лучше бы вместо болтовни и пустой пропаганды внятно объяснили, что эта перепись даст стране в целом и мне как гражданину в частности.
«Твоему же ребенку садик не построят!» – пристыдил меня один из апологетов переписи. А сегодня я разве могу без лишних расходов и проблем устроить ребенка в сад? Нет, устроил через знакомых. Могу рассчитывать на доступное жилье? Какое там – когда с каждого метра кормится целая стая! На бесплатное образование для детей и бесплатную медицину для родителей? В школу засылаю ежемесячно, а на лекарства и приемы никаких пенсий не хватит. А ведь в переписи 2002 года я участвовал…
А еще лучше – платили бы людям за заполненную анкету. Ай-ай-ай! Как не стыдно! Но почему бы нет? Денег в стране мало? А тратить да хотя бы на всю эту перепись миллиарды – не мало? Можно только догадываться, сколько откатов получил кто-то на изготовлении одних только портфельчиков, фонариков да свистков для переписчиков! И только этим самым несчастным переписчикам платят копейки – пользуясь нищенским существованием студентов, пенсионеров и мигрантов.
Вы скажете: «Но ведь это же твоя страна, твое государство!» Да. И именно поэтому я хочу что-то вокруг себя изменить. И именно поэтому, пока меня держат за дурака, который годами для государства – никто, а вот на время переписи почему-то должен стать Гражданином, я ни в какие игры с государством играть не буду.
– Так почему же?
– Не хочу.
Егор Шалдинов, музыкант
резюмеПерво-наперво придется разочаровать музыканта Егора Шалдинова, который неучастием в переписи хочет выразить свой гражданский протест. Государство (если понимать под этим словом не всех нас, а госаппарат) плевать хотело на ваш отказ от участия в переписи. Не хотите переписываться – не надо. Ну, не получат чиновники полной картины того, как живут люди. И что с того? Еще и лучше!
Будет только больше оснований делить деньги так, как они делятся сейчас. То есть посылать по сотне миллиардов в республики Северного Кавказа (потому что такова традиция, и, вообще люди там бедные), доплачивать Москве (за тяжкую обязанность выполнения столичных функций), Петербургу (потому что там тоже приемы и конгрессы проводятся), ну еще Владивостоку (на подготовку к саммиту АТС) и Сочи (на Олимпиаду).
А на что пойдет остальная часть бюджета – это будет зависеть исключительно от успеха лоббистов – отраслевых и региональных. Срочно нужен импортный вертолетоносец, другие мировую шахматную столицу хотят строить.
А что реально нужно народу? Информация, полученная в ходе переписи, может дать очень много. Если, к примеру, выяснится, что учителя в российской глубинке вынуждены выращивать на своих огородах картошку, тогда как безработные из кавказских республик имеют новые дома с интернетом, а их дети учатся в платных вузах – это как минимум даст властям темы для размышлений.
В целом перепись прошла успешно – во всяком случае, по официальным оценкам. Но могла бы – куда лучше.